Корней Чуковский о Конан Дойле
alexeymarkov — 28.03.2013 Вчера внезапно посмотрел на полки с книгами (у меня тут их много!) и обратил внимание на один из самых зачитанных в детстве корешков - "Записки о Шерлоке Холмсе". Открыл, прочитал один рассказ. Потом прочитал вступление, а там вот что:Умер Конан Дойл в 1930 году. Он не был великим писателем; его и сравнивать нельзя с такими гениями английской литературы, как Свифт, Дефо, Филдинг, Теккерей, Диккенс. Он был типичнейший буржуазный писатель, ни разу не дерзнувший восстать против "старого мира", с которым всегда оставался в ладу. Нигде в его книгах не видно ни тени протеста. Его Шерлок Холмс бесстрашно и упорно борется с десятками возможных злодеев, но ни разу не догадался спросить себя: почему же хвалёная английская жизнь порождает так много уголовных преступников?Ну каков пассаж, а? А почему хвалёная советская жизнь порождала так много преступников? Или в лагеря кто отправлялся, законопослушные граждане, выходит? Лицемерит Корней Иванович красиво, но, сука, как же от этого тошно. А это деление писателей на "великих" и не очень? Меня ещё в школе занимал этот вопрос. Почему нам задавали читать так много дерьмовых книг "великих" отечественных авторов? Как, интересно, советская литературная традиция определяла это "величие"?
Вообще, не все произведения Конан Дойла могут вызвать сочувствие советских читателей. Поэтому из его рассказов мы даём в этой книге лишь лучшие.Оказывается, нужно вызывать сочувствие советских читателей. Только перекос в сторону "дерзнувших восстать" вливал нам в мозг не "хвалёных", а убогих главных героев. Один старушку зарубит, другая под поезд бросится. Третий лежит и на небо смотрит. Во дебилы. А мы же про них ещё сочинения писали - образ того, образ другого, образ маленького человека. "Что хотел сказать автор". Да хер его знает, что он хотел сказать. Но свои догадки строить было нельзя - за это двойки ставили. Учителю было известно досконально, что автор хотел сказать, кого заклеймить, а кого выставить "хвалёным аристократом".
Да, а ещё советские черепахи не совокупляются. Сколько ещё таких пассажей было вырезано, исправлено? И сколько книг было целиком закрыто от читателя цензурой?
Была у уроков литературы и вторая задача - неимоверное восхваление гениальности русских писателей. Нам внушали, что русская литература дичайше популярна и величественна. Что, разумеется, не так: английская и американская литература куда значительнее в мире (в разы), да и испаноязычные писатели не менее велики, чем наши. Единственный русский писатель, кто стабильно попадает во всевозможные "сотни лучших" - это извращенец Набоков. Но в школе нам этого почему-то не говорили.
|
</> |