Дети первый раз в музее
rikki_t_tavi — 08.03.2013 Я была уверена, что эта история есть у меня в жж, но когда она мне понадобилась сейчас для ссылки в другом посте, я ее нигде не нашла, по каким бы ключевым словам ни искала. Поэтому придется ее напечатать отдельным постом. Она как раз входит в мой мысленно собираемый цикл "Восприятие искусства", пусть исполнит двойную роль - начало этого цикла и нужного мне примера для следующего поста.Я работала тогда в большом ДК, вела студию художественно-декоративную для маленьких детей, дошкольников и первоклассников в основном. ( Рассказ про удивительную перемену в одном из моих учеников был в этом посте). В какой-то момент я выяснила, что практически никто из моих учеников ни разу в жизни не был в музее. И немедленно созвала им экскурсию.
И вот с двадцатью малышами я загрузилась в трамвай, благо остановка была прямо у студии. В трамвае моих детишек сразу разобрали по коленкам. Стали задавать вопросы, кто они да почему. Мы- СТУДИЯ! Мы едем в МУЗЕЙ! Вон наша ( называют имя, как звание)! Это во весь голос в двадцати вариантах на весь вагон. И двадцать лапок с пальцами в мою сторону.
Поскольку экскурсия была первая у них, сначала я долго голосом,полным таинственного ужаса, рассказывала им,что это за место,как им там выдадут тапочки, чтобы не портить старинные паркеты, как там много чудесных и драгоценных вещей и картин и как тихо там надо себя вести...
Маленький дворец очаровал их сразу, начиная с дверных ручек в форме львиных морд. Кованные решетки в сад, изразцовые камины,мраморные лестницы. И настоящие большие картины.
Перед одной из них мы как-то незаметно сгруппировались.Картина была дореволюционная, известного в наших краях художника. На большом полотне был изображен стол, накрытый белой скатертью, против серой стены,с утренним светом из высокого окна. На столе,видимо, остатки завтрака, серебряный чайник на спиртовке, тарелки, яркие корки апельсина, фрукты. Вдоль дальнего края на столе боком к нам с ногами сидит девочка, в полотняном белом платьице, с косичками по плечам. Ножки ее в носочках и туфельках скрещены и в руках апельсин, рядом небрежно валяется тряпичная мягкая кукла... Вся картина с этой большой серой стеной сзади, свежим пятном белого платья и яркими пятнами апельсина на переднем платье была очень импрессионисткой, момент жизни в незамученных мазках краски...
Обняв тех, кто поближе, я начала тихим голосом расписывать им картину. Посмотрите, как смотрится белое платье против серой стены. Посмотрите , как оно отличается от белого цвета скатерти. Это утро, все еще свежо, завтрак еще не убран, вон серебро блестит, вот ярко оранжевеют корки апельсина. Эта девочка, как она сидит на столе, как вытянуты ее ножки, как спокойно она смотрит прямо на нас, как мягко свисает ее тряпичная кукла...
Я говорю так несколько минут, переводя их внимание то на то, то на это... Пауза. Смотрю с умилением уже сама. И спрашиваю нежно:
- Хорошая девочка?
Дружный хор отвечает мне без секундного промедления:
-ПЛОХАЯ!
Только представьте мое остолбенение.
Отчасти с ним совладав, спрашиваю наконец:
- Да отчего же плохая??
С готовностью докладывают:
-Стол не убран, все раскидано, вон тарелки после завтрака, вон апельсин недоеденный... А она! С ногами! На столе! еще и куклу туда положила!
Очень обстоятельно докладывают. Повторяя слово в слово мою, только что произнесенную, речь.
И вдруг до меня доходит! Эти дети НИКОГДА не видели картинки в бескорыстном существовании. Суть искусства просто никогда не возникала в их жизни. Все картинки, все изображения - это иллюстрации к чему-нибудь,чаще всего к какой-то морали. Все, что они смотрят и обсуждают со старшими на картинках - это сопровождение жизненных тезисов: помогать взрослым - хорошо, вон мальчик несет авоську из магазина! А это пограничник - защищает родину, с ним его верный пес, они хорошие. Это ребята мастерят скворечники. А эта девочка делает утреннюю зарядку , она вырастет крепкой и здоровой...
Никто никогда не говорил им: а это цветы... просто цветы.
А это девочка, просто так девочка...
_____________________
Тот самый портрет.
|
</> |