АВИАГОРИЗОНТ 2

топ 100 блогов interactiveavia11.11.2010 Ввиду важности темы и некотрого несовпадения в акцентах с АВИАГОРИЗОНТ 2 [info] aviacomment,  послушайте мою версию, почему, в основном, лётчики теряют ориентацию по крену.
Вот они, "виновники торжества":

АВИАГОРИЗОНТ 2

Оба авиагоризонта показывают одинаковый крен - левый, примерно 30 градусов. Но, насколько отличаются картинки!
Первый - это западного типа прибор, принцип индикации которого был изобретён американским врачом на заре авиации и вместе с американской авиацией заразил весь мир. На нём силуэт самолёта неподвижен, а земной горизонт движется относительно него (так называемый "вид с самолёта на землю"). Называется "Прямая идикация" . Используется на ВСЕХ современных транспортных самолётах. В основном, как рудимент эпохи становления авиации. Так же как и футы с милями.
Второй - наш, родной. Мы за железным занавесом были в "карантине" от мировой моды и поэтому пошли своим, удобным и понятным путём - горизонт неподвижен, а силуэт самолёта движется относительно него (вид с земли на самолёт). Называется "Обратная индикация". Используется практически на всех самолётах советской эры, кроме поздних: Ил-86/96, Ту-154, Як-42, Ту-204. 
Почему у нас перешли на западную индикацию ещё при железном занавесе, когда интеграция в мировое зкономическое пространство ещё никого реально не интересовала - это история борьбы двух школ, кланов, закулисных интриг и проч.  
"Прямая" и "Обратная"  - это, конечно, условно. Смотря что считать точкой отсчёта. Но, так это официально называется.
Авиационные психологи выделяют два типа пилотов - те кому удобнее смотреть как бы из самолёта на землю и связывать себя с ним, и те кому удобнее как бы смотреть на самолёт с земли.
Вроде бы оба типа восприятия имеют право на существование. Но!  Мне, по крайней мере (буду благодарен, если кто приведёт примеры) неизвестны случаи, когда транспортные (не пилотажные) самолёты с, давайте назовём её "нашей" индикацией, так как слово "обратная" подсознательно говорит о как бы её неправильности, падали по причине потери пространственной ориетировки. Зато "западная" индикация натворила бед:
 - А310 Аэрофлота по Муждуречинском
- А320 Армавиа в Сочи
- А320 Gulfair в Бахрейне
- Ту-154 в Иркутске
- Б737 Египетской чартерной компании в Шарм-эль-Шейхе
- Б737 Аэрофлот Норд в Перми
И, увы, ещё не столь известные широкой общественности катастрофы...
Психологи выделяют ещё один важный момент - человеку удобнее управлять тем, что движется. Т.е. у "нас" движется силуэт самолёта - мы им и управляем. У "них" движется ГОРИЗОНТ! Если мы инстинктивно начнём управлять тем, что движется, то (посмотрите картинтки) крен завалим обратный желаемому (см. список катастроф).
Не подумайте, что на самом деле всё так запущено. Нет, конечно. В миллионах полётов ничего с индикацией крена не происходит. Когда лётчик знает, где и как летит, то тип индикации ему, в принципе, по барабану. Фокусы начинаются, когда по какой-то причине (отвлёкся, напряжённая обстановка, сопутствующие отказы, неожиданные вводные и проч.), пилот вдруг не понимает, в каком положении находится самолёт. Бывает. И вот тут вступает в игру его ИНСТИНКТ - управлять тем, что движется. И мы слышим в расшифровке: Куда блять! Крен! Выводи! Вправо! Куда! Влево выводи!
Часть вины, несомненно, лежит на  болезнях перехода с обратной индикации на прямую, но, несомненна и порочность последней, так как падают не только те, кто учился летать на старых советских самолётах, но и западные лётчики, котрые вообще кроме кроме прямой индикации ничего не знали. 
Почему я так рьяно выступаю за признание западной индикации в принципе порочной? А сам обжёгся! Не на самолёте, слава богу, а на тренажёре. Начал летать программу ввода инструктром на Б757, и меня мой "великий" инструктор посадил на заметно более верткий по крену Б767,на котором я никогда до этого не летал, с незнакомыми директорами, после длительного перерыва справа, да ещё взлёт при видимости 75м! В довершение общей печали он вырубил двигатель сразу при подъёме передней стойки. Я не ожидал от него такой подлости. Собирался спокойно пролететь по кругу, привыкнуть, а этот крендель мне сразу устроил экзамен. Про отказ двигателя мне никто ничего не доложил, директора сразу уехали вверх и сторону, я не понял, что с ними делать и, внимание! попытался инстинктивно убрать крен. Что получилось? Правильно - не в ту сторону. Мы тут же и упали...  При повторном взлёте я собрался и всё сделал правильно, но инстинкт мой меня оочень насторожил. Потом, уже тренируя других, несколько раз был свидетелем потенциальных Пермей и Шарм-эль-Шейхов, когда лётчики переворачивали самолёт при простом отказе двигателя на кругу. И это после 1500 - 2000ч налёта на Б757! Просто переклинивало в определённый момент.
А посему, я заявляю, и уже не в первый раз - "прямая" индикация опасна. Современные самолёты безопаснее старых советских практически во всём, кроме нескольких "досадных мелочей" типа, как описанная выше проблема. И, самое печальное, никто реально с этим делать ничего не собирается. Не хотят признать перед всем миром, что были неправы, тратить деньги на производство и сертификацию. Да и вообще, изменить индикацию на всех самолётах в мире??? Утопия. Как и, к примеру, унифицировать стороны движения в Англии и её бывших колониях со всем миром. А самолёты падают... И, тяпун мне на язык, но мы ещё неизбежно услышим о подобных случаях...

Оставить комментарий

alx 22.02.2013 08:14
Прямая индикация хороша тем, что при взгляде на авигоризонт и за окно, картинка одинаковая и не надо менять восприяние с прямого на обратное при визуальном пилотировании и пилотировани по приборам.
Архив записей в блогах:
Яна, добрый день! Спасибо за рубрику, давно читаю с большим удовольствием. Мой вопрос о смене карьеры. Не знаю как к этому подступиться. Я Бизнес Аналитик в IT сфере, живу в Австралии. И у меня острый недостаток леса в организме :). Я хочу начать работать на работе, где я могла ...
1. Случайно обнаружила, что есть "добавить в друзья", а есть "подписаться", причем у людей, которые очевидно видят _некоторые_ мои подзамочные записи. Соответственно, я запуталась, чем это различается. Короче - если 365 вы не видите подряд, но вроде как со мной зафренжены - пишите в ...
Фотографии: © drugoi Как, побывав в Грузии, не рассказать о реформе тамошнего ведомства внутренних дел? В отличие от российской реформы МВД, грузины не ограничились переименованием милиции в полицию, а провели действительно глубокие, системные ...
Украинское СБУ должно бы заинтересоваться вот этим кадром...Говорящая бандеровская голова и лепший друг Арестовича Марк Фейгин. Стоило ему приехать покрасоваться и попиариться в Часов Яр, как почти сразу после его отъезда состоялось несколько очень точных и мощных прилетов по ...
Елена Черненко , Михаил Коростиков , Иван Сафронов в статье " Толкание плутониевого ядра ", опубликованной в сегодняшнем номере газеты " Коммерсантъ ", сообщают о том, что Новый проект бюджета Пентагона на 2017 год вызвал бурные споры в США. Документ раскритиковали многие видные деят ...