Претензия на величие как признак непонимания
marta-inj — 21.04.2024 Слова и отказы родителя/близкого/друга/сослуживца задевают меня ровно настолько, насколько я от этого человека чего-то хочу. Когда я от этого человека уже ничего не жду, его слова задевают очень мало.Когда есть что-то, чего я сам себе дать не могу или же могу, но с большим трудом, я достижение своего желания размещаю где-то за пределами себя, в ком-то или чём-то. Жду чего-то от родителя, супруга, друга, начальника или государства, политики, мира в целом. И сразу вслед за формированием желания за пределами себя появляются контроль (внимание), мобилизация/напряжение как готовность бежать ликвидировать угрозы своему желанию и эмоции. О, эмоции неудовлетворенности, обиды, страданий поднимаются на раз-два! Как будто вслед за желанием я протянула вовне часть своего живого организма, и теперь страдаю, когда там, вовне, меня задевают, не подозревая, что я там присутствую.
Желания появляются сами, легко и просто, незаметно. Это такая настройка по дефолту. Причем в детстве же кто-то действительно удовлетворяет наши желания, предугадывая их или после малейшего намека. И я как ребенок вполне вправе ожидать, что и дальше мир будет давать мне всё. Можно даже не задумываться над своими желаниями, просто повелевать: пусть всё будет по-моему!
Чем больше во мне бесконтрольности желаний, неумения сопоставлять свои возможности с реальностью, тем больше я страдаю от несбывшихся ожиданий. Но, чтобы адекватно сопоставлять, нужно же иметь представление о своих возможностях, силах. Нужен опыт собственных действий. Нужно понимать сложность окружающего мира.
Так идет процесс нарастания собственной сложности параллельно с пониманием сложности мира. При этом хотелки и ожидалки из окружающего вынимаются, становится всё больше надежды на себя, всё меньше - на окружающих. Да, это достаточно печальный процесс уменьшения "власти над миром", собственного "могущества". Зато и страданий гораздо меньше, и напряжения. И бдительно контролировать весь мир уже не нужно, не требуется уделять ему так много внимания. Можно расслабиться и подумать о себе. Заметить себя, узнать лучше, обнаружить в себе сложность и глубину.
Вот такая вывернутая психическая логика: чем человек проще, меньше понимает, тем больше он претендует на власть над окружающими и всем миром, на всезнание, мнит себя большим и всемогущим, но при этом много страдает и тратит много сил. А чем больше человек понимает и умеет, чем сложнее и глубже он внутри себя, тем меньше ему нужна власть над миром и окружающими, тем более расслабленно он выглядит, тем меньше размах его эмоций.
|
</> |