
Звезда Серебряного века


Имя Елены Андреевны Киселёвой долгое время оставалось неизвестным даже историкам искусства. На нее обратили внимание благодаря Марусе – одной из лучших картин Кисилевой.
Когда-то Воронежский музей получил её в подарок от матери художницы.
Дело было в 1929 году.
К тому времени сама Елена Андреевна уже жила в эмиграции в Сербии, куда переехала в 1920 году с Антоном Дмитриевичем Билимовичем и их маленьким сыном Арсением.
Марусю она написала ее в Париже.
Это портрет ее сестры.

Маруся
При всей широте письма художница сумела добиться почти тактильной материальности изображения.
В этой картине классически правильный академический рисунок, что, в общем, неудивительно – образование Кисилёва получила в Санкт-Петербургской академии художеств, и была одной из любимых учениц Репина.
Вот еще замечательная вещь Кисилевой. Дипломная работа:

Групповой портрет крестьянских девушек в праздничных нарядах выполнен как этюд для работы над конкурсной картиной «Троицин день», задуманной под впечатлением народного гуляния в деревне Пиясово-Юраково под Воронежем.
Это «Невесты». За нее она получила высшие награды.

Киселева была первой русской художницей, которую после окончания Академии в 1907 году отправили учиться за границу.
Как писала одна из петербургских газет, «в ее лице Академия впервые венчает лаврами ученицу и по заслугам».

Она много путешествовала по Италии и Германии, ненадолго вернувшись на родину в 1917-1920 годах, в конце концов поселилась в Белграде со своим вторым мужем, известным математиком Антоном Билимовичем.
Его прекрасные работы высоко оценили Илья Репин, Адриан Прахов, Сергей Маковский и Леонид Андреев.

Она была признана престижным художником-портретистом и выставлялась в Мюнхене (1909 г.), Риме (1911 г.) и неоднократно в России в период с 1910 по 1916 гг.).


В 1917 году она вышла замуж второй раз — за профессора математики Антона Билимовича. За полгода до Октябрьской революции у них родился сын Арсений.
А в 1920 году Елена вместе с семьёй эмигрировала в Сербию.
Судьба единственного сына художницы была трагична.
В 1942 году Арсений попал в немецкий концлагерь. В 1944 году он вернулся оттуда и вскоре умер. Это событие так потрясло Киселёву, что она, написав «Портрет сына на смертном одре», навсегда бросила живопись.
|
</> |