Зона особого внимания
multivar — 02.08.2024Милитаризация Арктики — это явно деструктивная, но очень реальная тенденция, которая связана в том числе с баллистикой.
Самый короткий путь не только для самолетов, но и для стратегических ракет. С советского времени эта зона особого внимания.
Из-за таяния льдов и развитием судоходства Россия в 36 раз увеличила перевозку грузов с 2012-го по 2023 год по Северному морскому пути. СМП привлекает к себе внимание всего мира, чему способствуют риски, значительно возросшие на традиционных путях — это Суэцкий канал, это Малаккский пролив, потенциальные угрозы в Индийско-Тихоокеанском регионе. И политика Соединенных Штатов, в частности, это дестабилизация региона, направлена на то, чтобы просто затруднить для России развитие этого проекта. В эту логику укладывается и расширение НАТО за счет двух околоарктических государств — Швеции и Финляндии.
Также обращает внимание наращивание усилий в Арктике самими США и их союзниками, это их незаконные притязания на морской шельф. Несмотря на то что напрямую это не затрагивает территориальные интересы России, недавние односторонние декларации США по расширению их континентального шельфа просто расшатывают систему международного морского права. Речь идет о сотнях тысяч квадратных километров, которые они отжали у Канады.
При этом Россия остается наиболее продвинутой страной, которая способна организовывать навигацию, единственной страной, у которой собственный атомный ледокольный флот, передовой по тоннажу, по мощности, довольно молодой флот.
Но стратегически, если в 2010-е годы мы говорили о единицах миллионов тонн, то сейчас, в 2020-е, мы говорим о десятках миллионов тонн по СМП: в прошлом году был рекорд — 36,5 млн т, в этом году, уверен, мы поставим новый. В 2030-е мы будем говорить о сотнях миллионов тонн: до 2030 года, я думаю, мы достигнем 100 млн т, и в 2030-е это уже будет 200 млн
Дело не простое и интересное. При сегодняшнем подходе, никакие инвестиции Китая или США не смогут повлиять на наше лидерство в северном регионе.