Золотой запас

и еще очень актуальное сегодня:
«Что там в Сети?» —
«Кто их знает? пень иль бот?»
Появляется устойчивое чувство брезгливости к вранью, к крикам, к глупости, к чувству праведного негодования, к ложному пафосу, к нимбам всех видов.
Какие-то сплошные перепосты. Один состряпал гадость, другие хватают, не дочитав до конца. Риторика пошла большевистская. Вычистить, убрать, мы, мы, мы. Шевелит ногами непрожеванный крик.
Но в то же время наблюдаю, как непонятно откуда берутся силы. От первых дней растерянности и безнадежности переходишь к собранности, к пониманию, кто ты есть, что имеешь за душой. Некоторая ревизия, уборка территории, переоценка. Что радует: мой мир не развалился, у меня нет ни чувства глубокого разочарования, ни чувства полной потерянности. Такое ощущение, что, читая книги много лет, я это все уже переживала. Моя юность пришлась на бурные годы, когда появились в печати многие задержанные произведения. Я прочитала очень много воспоминаний о лагерях, о революциях, войнах. Жигулин, Шмелев, Шаламов, Бунин, Газданов, Домбровский, Лихачев, Волков. Много раз я думала: "Как они пережили все это? Как вообще человек может это все пройти и сохранить себя?" А они не давали прямого ответа на вопрос, но только своим примером вселяли веру в то, что можно, можно быть человеком всегда. И сейчас дают эту веру. И не только они. И не только писавшие о страшном. Юрий Казаков тоже дает мне веру. Хрустальной чистотой языка, красотой слова. Все это есть и будет. Это и есть мой золотой запас. Который никто не сможет украсть. Все это дает мне ощущение правильно прожитой жизни. В хорошем смысле этого слова. Без нимба, без уверенности в том, что я могу судить все и всех. Все это, надеюсь, поддержит меня и в дальнейшем пути по жизни, как бы трудно ни было идти.
Смешно, но попалось на глаза название моего ЖЖ: "Даже у червя есть своя маленькая правда". Давно я над ним не задумывалась. Я не помню, откуда я это взяла. Поисковик, конечно, заворачивает на мой жж. Что-то смутно помню, что из Зингера.Там еще что-то про то, что червя задавят. Но это не так важно теперь. Сейчас просто улыбнулась: так и есть. Пусть хоть все сойдут с ума. Буду ползти тихонечко со своей правдой. Пусть давят. Мы все тут гости на Земле. Все исчезнем. Не велика потеря.
|
</> |