Золотой собор Мальты как демонстрация богатства мальтийских рыцарей

Мальтийские рыцари были (есть и будут) одними из самых
богатых людей на земле. На своем маленьком островке в центре
Средиземного моря они зарабатывали большие деньги, и, чтобы это
понять, нужно просто посетить Собор Святого
Иоанна, который рыцари построили в честь покровителя
своего ордена в столице Мальты.

Я ходил по улицам Валлетты и искал монументальное сооружение с большим куполом, резными стенами, массивными воротами и очередью из туристов, но не мог его найти. А потом я увидел небольшое невзрачное здание, на входе которого красовалась вывеска «Вход для посетителей Собора Святого Иоанна». Неужели это и есть тот самый хвалёный собор Мальтийского ордена?

Да, и это одна из главных особенностей собора — резкий контраст между его скромным внешним видом и роскошным интерьером. Ты входишь внутрь, и у тебя сразу широко раскрываются от удивления рот и глаза — настолько там все круто.

Но давайте для начала немного истории. Собор был построен в конце 16 века вскоре после Великой осады Мальты турецкими войсками Сулеймана, которые так и не смогли победить рыцарей и взять неприступный остров. Мальтийские рыцари построили новую столицу — Валлетту, а в ней и новый собор для себя любимых. Но сначала это была очень скромная церковь, и лишь спустя почти 100 лет новый магистр ордена решил провести реновацию и «слегка» обновить интерьер, чтобы собор по своей красоте не уступал римским. Рыцари скинулись кто сколько может, и спустя полвека их обновленный собор засверкал золотом и стал истинным символом богатства и процветания Мальты.

При этом Собор Святого Иоанна не является главным на острове, он носит статус ко-кафедральный, что значит «не самый главный, но место для епископа найдется». Кафедральным собором архиепархии Мальты до сих пор остается Собор Святого Павла в Мдине.

Собор Святого Иоанна действующий. По утрам в нем проходят службы, а в остальное время (кроме выходных и праздников) он работает как музей. Вход для приезжих стоит 10 евро (2017 год), включая неплохой аудиогид на русском.

Что же мы видим внутри? А видим мы католический собор в стиле нового Барокко, который представляет собой продолговатый зал или нэф с полукруглым расписным сводом, алтарем и небольшими часовнями по бокам.

Само собой все в золоте, все богато, все блестит, все сверкает. Вот они, богатства мальтийских рыцарей во всей красе, собранные в одном месте.

С двух сторон нэфа в арках расположено восемь часовен или как здесь говорят «капелл». Каждая из них посвящена одному из покровителей Мальтийского ордена и представляет рыцарей одного из восьми регионов Европы, которые украшали свои капеллы сами и за свой счет. Поверьте, рыцари не скупились, стараясь представить свой регион во всей красе и переплюнуть соседей.
Вот так выглядят часовни рыцарей Кастилии, Леона и Португалии, а также Италии, Германии и Прованса.




Оставшиеся четыре капеллы представляют рыцарей Франции, Англо-Баварии, Арагона и Оверни.
Кроме восьми рыцарских часовен есть еще одна, посвященная Богоматери Филермосской. Вход в нее огорожен стеклянной перегородкой и открыт только для истинно верующих, желающих помолиться в тишине и уединении.

А что же под ногами? А под ногами у нас пол, покрытый множеством громадных мраморных плит, каждая из которых уникальна и украшена семейными гербами, по которым можно изучать родословную мальтийских рыцарей.

И это не просто плиты, это — надгробия, под которыми похоронены великие рыцари и магистры Мальтийского ордена. Так что получается, что мы ходим по большому кладбищу, но очень роскошному кладбищу.

А главной изюминкой столичного собора является картина Караваджо «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Она вместе с другими работами автора находится в отдельной часовне, именуемой здесь Ораторием, дорогу в который оказалось не так просто найти.

Вообще у Караваджо были интересные отношения с мальтийскими
рыцарями. Одно время он был лучшим другом ордена и даже его
кавалером, однако после некого «инцидента» загремел в тюрьму, из
которой ему каким-то образом удалось сбежать (видимо остались
верные друзья). Если вам интересны подробности похождений художника
на Мальте, почитайте эту статью у
dandorfman .

Так или иначе, картина Караваджо висит здесь и по сей день, и это, кстати, единственная подписанная работа автора. Есть и другие, но они не так популярны, и все приходят любоваться именно «Усекновением главы»

Как видите, рыцари Мальтийского ордена не скупились, когда строили собор для покровителя своего ордена. И я вас уверяю, строили они его не на последние деньги. Страшно представить, сколько еще золота хранится в семейных погребах потомков мальтийских рыцарей...
#делобылоосенью #10точекнакарте #мальта
Интересно? - Подписывайтесь и заходите в мой Instagram (@vladimirzhoga)
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.