Золотые мысли


Если я попрошу вас назвать драгоценный металл – думаю, вы первым делом назовёте золото. В реальности этот металл не самый редкий и не самый дорогой – но именно у него для нас особое значение, особая важность.
Она отражена даже в языке. Золотое – значит хорошее. Золотая медаль у чемпиона. Золотые руки у мастера. Золотое сердце у праведника. Золотая голова у мудреца.
Золотая свадьба у супругов, проживших всю жизнь в любви и согласии. Золотой век – время совершенства, которое недостижимо в иные, меньшие времена. Золотые слова – те, которые слушатель слагает в сердце своём и впоследствии повторяет другим.
Почему золото, а не серебро или платина – тоже драгоценные металлы, известные человечеству тысячи лет? Почему не бронза, верой и правдой служившая нашим предкам долгие века?
На самом деле ответ довольно прост, и я даже не стану интриговать вас, нагнетая тайну. Золото кажется нам по-особенному красивым и важным, потому что оно обладает цветом солнца и огня. Золото – это застывший свет.
Люди – дневные создания, для нас «свет» и «добро» – синонимы, а «зло» и «тьма» значат одно и то же. И хотя солнце светит белым светом, как и подобает всякому телу, раскалённому до шести тысяч кельвин, из-за рассеяния в атмосфере этот свет кажется нам желтоватым или красноватым. Огненным.
Ну а о том, насколько важен для человека огонь, я даже начинать не буду. Сами знаете.
В сказке, как напоминает Пропп, золотую окраску имеет то, что связано с иным миром – чудесное, потустороннее, волшебное. Золотое = огненное = солнечное = магическое, эффективное, наделённое силой.
Я не знаю, как и почему зелье маны в играх приобрело свой традиционный синий цвет, но в реальных традициях нашего мира мана – определённо золотая.
Однако сказочное золото окрашивает отнюдь не всё любое, что герой повстречает в ином мире.
В реальности из золота делают различные вещи, вплоть до ниток для вышивания. Но в сказке, наоборот, волшебные вещи почти никогда не бывают золотыми. Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, чудесный топор-самосек или меч-кладенец – все они внешне выглядят самыми обыкновенными.
Что же там золотое? Молодильные яблоки. Чудесный конь. Волосы прекрасной царевны. Перья Жар-птицы. Рога неуловимого белого оленя, исполняющего желания. Рыбка опять же.
Заметили закономерность? Единственное исключение из этого правила – город, в котором живёт царевна, и терем, в котором она сидит. Они тоже часто бывают золотыми. Всё остальное – живое.
Волшебное золото сказки – живое золото.
Это ни в коем случае не «холодный металл» – это свет, ставший осязаемым, огонь, лишённый обжигающего жара. Сказочное золото светит и греет, его невозможно пропустить даже в темноте.
Его можно съесть или выпить. Это даже рекомендуется – в сказке любой, кто съел что-то золотое, получает особые способности. Например, начинает понимать язык птиц и зверей. Или обретает вторую молодость. Или (это уже специально для женщин) рождает чудесного ребёнка с золотыми руками или волосами.
В общем – тот, кто причастился живого золота, сам становится золотым, наделённым маной. Всё-таки это ведь огонь, а его характерное свойство – превращать в огонь всё, чего он коснётся.
Вряд ли удастся сосчитать произведения, где золотое = божественное.
Я всегда в первую очередь вспоминаю Гарта Никса, и этот автор отдал должное образу небесного золота сразу в двух своих циклах.
В «Старом Королевстве» золотой цвет имеет магия Хартии – гармоничная, дарящая и поддерживающая жизнь. Свободная магия – разрушительная и хаотическая – сияет режущим глаза белым светом. Некромантия – магия, извращающая естественный порядок вещей – багровое, тусклое пламя, смешанное с чёрным дымом.
В «Ключах от Королевства» Артур Пенхалигон, используя магию Ключей, постепенно перерождается из человека в нечто иное. Поначалу он ещё выглядит просто высоким, невероятно красивым мальчиком, но в конце концов его кожа становится бронзовой, а кровь – золотой. У бессмертных Жителей Дома, сотворённых из Пустоты магией Зодчей, кровь синяя – но у них золотые кости, как знак, что и они причастны к божественности.
Если же вспоминать фильмы, то в знаменитом боевике «300» Ксеркс был в юности похож на нормального перса. Но стоило ему продать душу Слаанеш в обмен на божественное могущество – и он вынырнул из священного водоёма золотым великаном.
Фильм «Боги Египта» – парадоксальное сочетание. С одной стороны, непритязательный фэнтезийный боевик, где основной упор сделан на экшон и красивую картинку, сюжет примитивен и пестрит логическими дырами, а герои вовсю используют магию монтажа. С другой – одна из немногих картин, оставляющих ощущение, что авторы действительно пытались создать настоящий миф, и боги там похожи на богов, а не на супергероев.
Так вот, и там у богов золотая кровь, а сами они, хотя обычно выглядят как люди великанского роста, могут превращаться в «киборгов», полностью выкованных из золота.
Ну а если уж от фильмов мы перейдём к песням... Все ведь помнят, что есть над небом голубым – и кто именно там гуляет.
Только вол должен быть быком – и тоже золотым. Так положено.
Такой вот парадокс. У золота на самом деле много уникальных качеств – тепло- и электропроводность, пластичность, химическая инертность – которые делают его важным для учёных и инженеров. Но драгоценностью оно стало не из-за них, а только потому, что напомнило нам о живом огне мифа.
А в результате всё, что для нас драгоценно, мы начали сравнивать именно с ним, и оно как бы заняло место своего прообраза в людских умах. До такой степени заняло, заметим, что получило дополнительный, мрачный смысл в искусстве.
Это «злое», холодное золото – бесполезная вещь. Его нельзя есть. Им нельзя согреться. Из него не скуёшь даже ножа или лопаты. Но ради обладания им человек пойдёт на любую подлость и жестокость. Оно притягивает к себе, чтобы убить, как гомеровские сирены.
Библейский автор, написавший легенду о Золотом Тельце, на самом деле, скорее всего, сочинял политическую сатиру на реформы царя Иеровоама. Однако создал образ, который пережил и его самого, и царя, которого он собирался осудить – и далеко вышел за пределы христианства.
Мёртвый, холодный золотой бык вместо живого и тёплого златорогого тура сказки. Ложный идол во всех смыслах этого слова.
|
</> |