
Знания «нужные-для-жизни».


На пожилую даму было жалко смотреть — она тянула, уговаривала, стыдила. (Почему она не сделала это раньше — когда внучке было пять лет, но не все пятнадцать — вопрос открытый и, скорее всего, они попросту не живут вместе, а родителям — всё равно, они баблишко заколачивают или вообще заняты ...личной жизнью, никак не связанной с семейным очагом). Тогда младая школьница, произнеся торопливое «Ща...!», быстренько нашла «Всадницу» в своём гаджете и показала бабуле: «Ну вот же она. Всё — норм. Коняшка, собачки...». Потом, уже на выходе, бабушка и внучка сделали селфи — щёчка к щёчке и пошли, видимо, в Макдональдс, расположенный рядом с метро Третьяковская.
...Хваткие и деловитые персонажи постоянно говорят о том, что советское образование оказалось интеллигентско-бессмысленным и не готовящим «к реалиям». Именно поэтому отличники и умники в 1990-х голодали, а туповатые, но смекалистые троечники замутили бизнесок и, если не оказались убиты другими троечниками, то сейчас растят детей по Лондонам и шопингуются в Милане. Большевики, мол, растили неприспособленных гуманитариев и — таких же технарей, которые, обладая знаниями, не умели и — не желали их продавать. Тогда как сейчас...! Мне доводилось общаться с одной тоскующей мамой — она, востоковед и художница — так и не сумела «пробиться». Ирочка - интеллектуальна и — неповоротлива. Не считывает тренды и бренды. Не умеет продвигать себя и творчество.
«Пусть хотя бы мой сын будет обеспеченным!» - говорит она. Мама, получившая разнообразно-бессмысленное — с её точки зрения — образование, искренне рада, что её отпрыск — видеоблогер, получает денежку за рекламу, вертится, ходит на какие-то курсы, пытается что-то раскрутить. А то, что он считает супрематизм — квадратиками, а ренессанс — толстыми, голыми тётками — ерунда. «Что толку от моих знаний? Ну, писала я диссертацию о Руми. Ну, изучала суфизм. Ну, рисовала арабески. И — что? Живём в хрущёвке. Денег на восточные вояжи — нет. Муж — такой же. Сидим — кукуем. Нужны другие знания!» - подытожила Ирина. Другие - то есть правильные. Ведущие к жратве.
Нас постоянно хотят сделать «грамотными потребителями» и «монетизаторами блогов». Не надо учиться — Google всё покажет. Где там Волга и куда впадает. Какой там косинус 30 градусов — да и нужен ли? Компьютер всё рассчитает. Почерки — ухудшаются. Зачем каллиграфия, если дети с малолетства тычут пальцами в клавиатуру? Тезис о том, что ровный почерк формирует более качественную работу головного мозга, - тонет в потоке словес о «модернизации образования». Да, и шитьё-вышивание — это мелкая моторика. У многих современных подростков — неумелые ручонки. Как жаловалась одна маман в блоге: «Моя дочь не может сама пришить пуговицу!» А ты её научила? Или Cosmopolitan штудирована на предмет: как удержать любовника, если он — ещё чей-нибудь любовник? Растят нового — притом коллективного — Митрофанушку, только во времена Екатерины такой биомусор (пусть и дворянского роду-племени) совершенно не монтировался с задачами эры Просвещения.
Нынче — иначе. Можно не знать. Не читать. Не чувствовать. «Другие» знания. Как установить приложение. Как поставить рекламку в бложек. Где и что урвать. Помнится, по телевизору был «круглый стол», посвящённый современному образованию — выступали вполне грамотные персонажи, выучившиеся в советских школах и вузах. То есть себя-то они не обделили косинусами и азимутами. Доктора наук, педагоги и социологи, они, как водится, бранили «рудименты совковой системы» с её около_всяческими познаниями, которые не способствуют «выживанию». Господа, выживать — это уметь разжигать огонь, сооружать гарпун и ловить рыбу, а ещё — определять своё местонахождение в тайге. Это я так, на минуточку... Выступала яркая, полнотелая женщина, мерзко сглатывающая букву «р» (звучало как рлллл какое-то). Сия курлыкающая фемина очень хвалила подрастающее поколение за его умение «взять главное». Что - главное? Биткоин?
Как тут шутили френды: «Одна девочка считала, что ферма — это место для майнинга криптовалют», а так — она вроде бы и не в курсе, откуда берутся её любимые ёёёёёёёёгурты. «Даёт корова молоко», - писали в прописях во времена Сергея Михалкова (я процитировала его стишок, если кто уже не в теме). «Наши дети и внуки владеют иностранными языками!» - радостно вещала психологиня. Что считать владением? Трындёж на простонародно-жаргонном инглише для «коммьюникейшен»? Знаю таких «владеющих» - поболтать о рэпе, сексе и компьютерных игрушках с таким же американским неучем. И - увязание в самых простых английских текстах, где присутствует маломальская игра слов. Ах, я опять своё — старпёрское - завела (не путать со стартаперским). Меж тем, кандидат наук продолжала (курлыкая): «Большинство знаний, даваемых в школе — это мёртвые знания. Как латынь и греческий, который ненавидели гимназисты Серебряного века».
Тут она отчасти права — гимназисты не жаловали древние языки. Однако ж — почему она это знает? Читала в книжках! А современным школьникам сего не надобно. Пусть учатся блогерству и контрацепции. Вообще, все эти разговоры о введении «нужных для жизни» предметов и упразднение «бесполезных» знаний — есть прямая диверсия. Против будущего. Девочка, для которой «Всадница» - это «коняшки-собачки» вырастет грамотным потребителем с «пакетом знаний». Купит себе ещё более продвинутый гаджет. Научится делать денежку. А то и в чиновницы двинет. Бестрепетно подпишет акт, по которому снесут любой объект культурного наследия. Пару лет назад одна платная-зарплатная блогерша-рекламша изрыгнула воззвание на тему: «Зачем нам коробки псевдо-стиля конструктивизм?» Речь шла об уничтожении уникальной АТС 1929 года. Но для рекламши-на-бабле — это коробка. И таких становится всё больше — наглых, жруще-гадящих, бездарных. Ненавидящих культуру на уровне генетики и подсознания, как нечто — чужое.
PS Да, возвращаясь к знаниям, важным для жизни. Умеете колоть дрова? Готовить на костре? Идти по компасу? Знаете свойства трав и растений? Различаете ядовитые грибы? Блогнявые-сексунявые, да вы подохнете, как только вам вырубят электричество (мало ли). Стартаперы юные - головы чугунные. А мы — совки — выживем везде и всегда. При любом ветре. Да и здоровье у нас получше. Да! «Всадницу»-то нам в детстве показывали — в самом раннем детстве.
|
</> |
