Знала только про собачку Мурзилку ... А всё куда

топ 100 блогов dinasovkova13.05.2024

Знала только про собачку Мурзилку... А всё куда интереснее, оказывается.

Рассказывает Айрат Бик-Булатов:

Один из прекрасных комиксных персонажей-журналистов — это, конечно, Мурзилка.

Кстати, нашему знаменитому детскому журналу «Мурзилка» уже очень скоро — 16 мая — исполняется 100 лет!

А ещё — 15 июля будет 90 лет со дня кончины Анны Борисовны Хвольсон (урожд. Душкиной), из-под пера которой впервые в русской детской литературе появился персонаж по имени Мурзилка, прототипом которого был совсем другой коротышка, родом из американского комикса. Автор комикса — канадский художник, проживавший в США Кокс Палмер. Он скончался 24 июля 1924 года — то есть, тоже дата: 100 лет со дня кончины...

Первый русский Мурзилка — отличался от привычного нам персонажа.

Наш, журнальный, жёлтый, мохнатый, какой-то инопланетный и чудесный — в берете, шарфе и с фотоаппаратом — появился только в 1937 году. А его первый американский прообраз — чуть ли не в 1879, а по-нормальному: в 1881.

Наверно, аж до 1956 года нигде не говорилось специально, что Мурзилка —  именно журналист. Но: и этот фотоаппаратец, и эта поза: всегда он на бегу, шарф развевается, и эта страсть к знакомствам, расспрашиванию, постоянные поездки и приключения — конечно, рисуют перед нами очень журналистский облик.

Первым прообразом Мурзилки стал, как известно, Чолли Бутоньерка (в оригинальном варианте — Бутоньер, без этого слегка уничижительного «ка» на конце, появившегося в русском переводе. Чолли — брауни, т.е. лесной человечек, из одноимённого (посвящённого этому лесному народцу комикса канадского художника Кокса Палмера).

Чолли — французский денди, он — с цилиндром на голове, в той самой бутоньерке, и с моноклем. Он любит прихвастнуть, он — разносчик слухов, но при этом: азартный и бедовый, очень любит путешествия и приключения. С Чолли — весело! Он способен увлечь за собой. Он, мне кажется, типичный герой рассказов Уайльда (по стилю), но и какого-нибудь Жюля Верна (по приключениям в самых экзотических местах).

«Приключения», «слухи», «фотоаппарат», и — быть на стиле! Впрочем, не знаю, был ли у Чолли именно фотоаппарат? Но точно он был у Туппера, персонажа английского анимационного сериала, вышедшего на Йоркширском телевидении в 1978 году. Автором рассказов стал тогда Джулиан Орчард. Как и будущие авторы русского Мурзилки, он вдохновлялся образом Чарли Бутоньерки. Туппер и Мурзилка — вышли родом из одного Чолли! Но Туппер, в отличие от нашего жёлтого пушистого малыша — сохранил все атрибуты своего комиксного первопредка: цилиндр, монокль... И, мы видим: фотоаппарат!

Но если у Мурзилки это: фотоаппарат-лейка, репортёрско-журналистский, получивший как раз распространение в 1930-е годы. Помните, в песне-гимне журналистов — «с лейкой и с блокнотом»?

Тут отступим. напомним:
«Leica является первым массовым малоформатным фотоаппаратом. ... В 1932 году появилась Leica II — первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат. На фотоаппарате стоял оптический дальномер, сопряжённый с фокусировкой объектива. В СССР фотоаппараты Leica были в свободной продаже, а в январе 1934 года начат выпуск советской копии камеры Leica II — фотоаппарата ФЭД. С появлением фотоаппарата в арсенале советских журналистов в середине 1930-х. изменился сам характер профессии журналиста-репортёра. Борис Горбатов, в частности, признавался: «Когда пишешь очерк для газеты или журнала о работе предприятия, строительства, невольно сталкиваешься с необходимостью представить те или иные детали работы, детали технического порядка. Работая над очерком «Риск», я впервые почувствовал, что без фотографии подъемника я не смог бы точно изложить событие. В ряде других случаев, фотографии также помогали мне правильно передать читателю технические сведения и те производственные процессы, осветить которые входило в мою задачу». Напомним снова: классический советский Мурзилка «родился» как раз в 1937-м, и сразу вместе с этим знаменитым репортерским фотоаппаратом!

У английского Туппера — тоже был фотоаппарат! Но чопорный, классический, английский... однако, вот всё же: фотоаппарат! Потому что и этому гламурному денди-путешественнику в цилиндре — фотоаппарат очень идёт!

Мурзилка в первой инкарнации — появился в 1887 году, в детском журнале «Задушевное слово» в цикле рассказиков «Царство малюток» Анны Хвольсон, и тогда у Мурзилки тоже были: и цилиндр, и монокль. Только имя оне поменял — из Чолли стал Мурзилкой!

Он сохранил и качества Чолли: любил прихвастнуть, любил — приключения и путешествия. Но ещё — он первым узнавал новости, и любил первым всё попробовать, пощупать, испробовать! Очень по-журналистски!

«Малютки бросились друг другу навстречу. Мурзилка первый заметил странный наряд пришельцев. Их было пятеро: эскимос, матрос в синей блузе и синей шляпе с якорем, турок, китаец с длинною косою и доктор в высокой шляпе, во фраке.
— Как вы сюда попали?— спросили в один голос эльфы прибывших.
— Ах, уж не спрашивайте!— завопил китаец, которого Мурзилка дёргал за тоненькую косичку. <...>

— Гуза! — закричал Мурзилка,— вот так важный корабль! Прокатимся на нём, братцы, ведь на таком корабле не всякий плавал.
— О, да, это прекрасная мысль,— подхватили другие, и в один миг все обулись в сапожки-мокрушки, что в воде не тонут, в огне не горят, и смело побежали по тонкому льду.
Кит не мог видеть малюток-невидимок и продолжал спокойно лежать.
Широкая спина кита представляла для резвой толпы необъятную палубу, по которой они с визгом и писком бегали. Мурзилка не довольствовался тем, что плясал на китовой голове, он ещё вздумал ткнуть своей палочкой зверю в ноздри, откуда бил фонтан
».

Это два эпизода из книжки Анны Борисовны. Вот какой Мурзилка: любит быть первым! Любит неизведанное. Любит потрогать, подёргать! Но при этом да — его считают пустобрехом (впрочем, есть за что!), и относятся хотя незлобиво, но пренебрежительно: вот как нам его представляют:

«Мурзилка, по прозванью «Пустая голова». Братья хоть и любили Мурзилку, но считали его лентяем, чем он и был на самом деле; кроме того, он любил щеголять,— носил длинное пальто или фрак, высокую чёрную шляпу, сапоги с узкими носками, тросточку и стёклышко в глазу, чем он очень гордился, между тем как другие называли его пустой головой...»

Ну, в общем — не очень-то его уважают. Точно также, например, не уважали журналистов в России во времена Пушкина, он об этом сокрушался. Пушкин признаётся в одном из писем к Наталье Николаевне: «А между тем у меня у самого душа в пятки уходит, как вспомню, что я журналист. Будучи еще порядочным человеком, я получал уж полицейские выговоры и мне говорили: vous avez trompé (вы не оправдали (франц.)) и тому подобное. Что же теперь со мною будет?»

В одной басне Крылова, появившейся даже раньше того. как слово «журналистика» укрепилось в публичном дискурсе, был изображён «мост лгунов», с которого падали в реку и не могли пройти все, кто лгут, и, конечно, же, отмечено — что в прошлом году свалились два журналиста!

Внешний видок дореволюционного Мурзилки — денди с бутоньеркой и моноклем, конечно, не мог подойти для времён советских. И тогда его из дворян разжаловали в дворнягу, превратив вообще в собачку. Таким он и был в первые годы с момента основания журнала.

Цитирую по статье профессора О. Е. Коханой:

«Художник Константин Ротов осуществил задумку Федорова/Давыдова и нарисовал нового героя: Мурзилку/дворнягу. Никакого фрака и цилиндра, а просто крестьянский беспородный пес, у которого одно ухо висело, другое — стояло торчком: так выглядел Мурзилка на обложке первого номера 1924 г. Так до 1937 г. большой лохматый пес Мурзилка вместе со своим другом, мальчиком Петей, встречался с беспризорниками, с пионерами, спал в клетке с белым медведем, чуть не погиб под ножом профессора медицины и проч.

И только в 1937 году произошел ребрендинг (как бы мы сказали сейчас) данного художественного образа, и он, благодаря талантливейшему художнику Аминадаву Каневскому, превратился вновь в сказочное существо, мягкое, желтое и пушистое, с фотоаппаратом наперевес, в красном берете и полосатом шарфике. В июльском номере вышло «Экстренное сообщение»: «Наконец/то нашелся Мурзилка! Его поймал художник Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет. Мурзилка ничего не успел еще рассказать о себе, он очень устал с дороги. Но в следующих номерах ты увидишь разные приключения удивительного существа — Мурзилки» (Экстренное … , 1937: 2). Наконец, Мурзилка перестал быть животным, но и очеловечился не полностью. Теперь он представал перед читателями пушистым желтым сказочным героем, и в этом образе Мурзилка дошел и до наших дней
».

Заметим, что и пёс-Мурзилка сохранил в себе все качества репортёра-журналиста, проникал везде, общался, пробовал на себе!

Но я приведу и ещё одну цитату из статьи профессора О.Е. Коханой, говорящую нам о том, что Мурзилка (которого я, как сказано, воспринимаю образом журналистским или около того) был вообще-то парнем нон-конформистским, и журналистом независимым.

«Самым удивительным было то, что в очевидно политизированном издании его сказочный герой Мурзилка оказался единственным далеким от политики элементом. Среди рассказов о Ленине, об отрядах юных ленинцев, портретов вождей Мурзилка встречал Ивана Дмитриевича Папанина, известного советского исследователя Арктики, а в новогодних номерах — стоял под елкой. Правда, надо подметить, в 1939 г., когда редакция половину одного номера посвятила главе партии И. В. Сталину по случаю его 60/летия, Мурзилки на страницах журнала не было».

Наконец, в 1956 году режиссёрами-мультипликаторами Борисом Степанцевым и Евгением Райковским был создан первый мультфильм о приключениях специального корреспондента Мурзилки. Здесь уже Мурзилка — обычный мальчик, но в руках у него: неизменный фотоаппарат. Причём этот Мурзилка проводит настоящее расследование о двойной жизни мальчика Пети, притворявшегося хорошим, а оказавшегося злобным хулиганом.

Мне кажется, с Мурзилки можно брать пример во многих отношениях: его жадность к жизни и приключениям, узнаванию нового, нечурание ни беспризорников, ни каких либо вообще трудностей и мест, при этом — его верность стилю: мурзилка — денди, был бы сейчас, наверно: хипстер и красавчик! Выделение из серости, даже своим внешним видом! Наконец, его внутренняя свобода. И там где всё «очевидно политизировано» — он в этом не принимает участие, он встречается с исследователями Арктики!»

Источник 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Вы никогда не красили батареи зимой?...Да, ладно...я также впервые, не переживайте)) Супруг был фшоке. Я сама от себя от не ожидала...Но я такая внезапная, такая внезапная!(с) Зато дочка довольная, что ремонт в её комнате близится к завершению и всё красивее там становится: Сидит, ...
...
Из серии "Он и она" У гаражей Жил в Древней Греции один из первых законодателей. Звали его Залевк. Чтобы утихомирить тягу к роскоши он придумал законы, которые запрещали добропорядочным женщинам носить золотые украшения, выходить из дома в сопровождении двух и ...
По возвращении почитал то, что понаписали по части 25-летней годовщины ГКЧП и Августовской либеральной революции-1991. Из всего ассортимента мнений привлекла внимание серия из двух статей от Т.Воеводиной в "Завтра": "Августовский путч: как я это помню" и "А если б победил ГКЧП…" . ...