­
­

Злой режиссер

топ 100 блогов sapojnik26.10.2021 На смерть Рогожкина



Умер режиссер Александр Рогожкин. Как-то даже обидно, что почти все сообщения о его смерти в СМИ сопровождаются дурацким указанием, что «скончался создатель любимого в народе фильма «Особенности национальной охоты». Лично у меня эти «особенности» - сначала охоты, потом рыбалки - даже в момент выхода никакого восторга не вызывали - я не люблю смотреть на пьяных; а вот поди ж ты, для большинства, видимо, Рогожкин так и останется, уже в вечности, этаким комедиографом, «Рязановым для бедных». Фильмы, дескать, неказистые, но зато «наши», русские народные, которые мы смотрим, и сами себе умиляемся – вот какие мы широкие, душевные, коров на бомбардировщиках катаем!

Я даже и сам, начитавшись наскоро сляпанных некрологов, стал так про Рогожкина думать, примерно как «А… этот…» А потом прочитал его фильмографию – мать честная! Так это ж, оказывается, он снял «Караул» в 1989 – едва ли не ПЕРВЫЙ в нашем кино фильм о настоящей армейской дедовщине! А я помню, я его смотрел; какой там «комедиограф»! По сравнению с «караулом» любой фильм по Стивену Кингу – легкая развлекалочка. «Караул» бьет наотмашь. И это не просто про армию – это про нас, но нас таких, какими мы сами себе не нравимся, про «русский народ добродушный, но не добрый» (Галковский); нет, не добрый ни хрена. В «Карауле» играет Дмитрий Иосифов – поовзрослевший Буратино из «Приключений Буратино»; но это в общем всё, что есть в нем веселого.

Зеркало, поднесенное вырождающейся нации – но без всякого алкогольного флера, как в «особенностях». «Караул» с тех пор нигде не показывают, естественно – да и смотреть это никто не хочет; а ведь именно ТАКИЕ фильмы стали фирменным стилем Рогожкина. Потому что вскоре после беспощадного «Караула» он выпускает «Чекиста» (1993).

Про «Чекиста» и сказать нечего. Я охренел, когда прочел в Вики: как, и это тоже Рогожкин??! Если «Караул» мрачный и душевыворачивающий, то «Чекиста» вообще смотреть нельзя – у меня были знакомые мужики, которые после него чуть в обморок не падали. Да, «как кисейные барышни». По названию в общем понятно, о чем он – только там всё показано вообще без скидок: человек «с идеалами» встает на вахту в чекистский конвейер смерти – и постепенно сходит с ума; а вместе с ним почти сходит с ума и зритель.

Чем убийственны «Караул» и «Чекист» для любого русскоязычного, наделенного хоть малейшей толикой воображения? Эффектом присутствия, конечно же. Это реально «ленинградская школа» отечественного кино: Рогожкин, конечно, не Герман, который годами вылизывал каждый кадр, добиваясь стопроцентной достоверности – но и у Рогожкина этот ГРЯЗНЫЙ реализм (а ведь картина России неотделима от грязи, небрежности и более-менее явных следов разрухи) есть везде, и ты смотришь – и понимаешь всем сердцем, что эта хтонь на самом деле никуда не делась, она плещется буквально под ногами, под тонким льдом, и она везде, и что хуже всего – она и в тебе тоже.

А после «Чекиста» - как раз с перерывом на алкогольную комедию, столь любимую русским народом, Рогожкин выдает еще один шедевр – «Блокпост» (1998). Я «Блокпост» вовремя как-то упустил, видел урывками, знал только, что это одна из первых серьезных ролей будущего всенародного любимца (и моего тоже) Андрея Краско. Сейчас посмотрел целиком – благо, он есть на Ютубе, да и довольно короткий. А Рогожкин ведь, кстати, еще и изначально сценарист – то есть фильм у него вдвойне авторский!

«Блокпост» сейчас смотреть удивительно – смотришь и только мысленно отмечаешь: «вот это бы сегодня ни за что не показали… и вот это… и вот это… а вот это – ну точно, ну совсем нет!» А ведь продюсер – тот же Константин Эрнст… Мда, меняется время. «Блокпост» - чем он больше всего противоречит сегодняшнему идиотскому настрою – фильм прежде всего абсолютно пацифистский. Его было бы интересно сравнить с «9 ротой» (Бондарчук его снял по почти такому же сюжету всего каких-то лет 7 спустя, и его тоже упрекали в «пацифизме» и «отсутствии патриотизма») – но как все-таки чувствуется разница! «9 рота» - это уже «вставание с колен», а «Блокпост» - это все-таки пока еще что-то человеческое.

Я, посмотрев наконец «Блокпост», теперь уже даже почти уверен, что Бондарчук просто тупо передрал весь сценарий у Рогожкина, заодно перенеся «от греха» действие из Чечни 90-х в Афган 80-х. И там и там есть сцена зачистки, и там и там почти одинаковые образы «простых русских ребят», увешанных автоматами, там и там романтическая «девушка-давалка», которая обслуживает все подразделение, в Блокпосте в роли командира – Краско, в 9 роте – его вечный партнер по сериалам Пореченков… Разве что в 9 роте все завершается «как положено» - героической битвой с душманами. А у Рогожкина нет этой пошлости.

Не знаю, кому из комментаторов порекомендовать посмотреть Блокпост - наверно, никому. Но если вы - не они, посмотрите. Вам понравится.

А так, в общем, на комедиографа-развлекателя умерший режиссер не тянет вообще никак. Эта его трилогия – «Караул», «Чекист», «Блокпост» - это ведь что, на самом деле? Три невероятных образа национального самоуничтожения в новейшей истории народа: самоуничтожение через тюрьмы (призывная армия – это ведь тоже своего рода тюрьма), самоуничтожение через «органы», самоуничтожение через войны непонятно с кем и непонятно за что.

В принципе, зная О ЧЕМ, сюда можно (и, возможно, нужно) подверстать и «особенности» - как самоуничтожение через пьянство.

Вообще, Рогожкин, если разобраться, был очень злой режиссер. Народ он не любил ни капли – за вырождение. По С.Морозову, главные следы вырождения нации – это нарастание жестокости и глупости, то есть – утрата человечности и вся эта тупая «машинность». Людей – любил, это видно. А народ – нет.

Пусть будет земля ему пухом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Задай вопрос создателю сообещства!Привет друг!У меня 50 000 сообщений так что мне ...
Давайте же поговорим о будущем. Хотя большой сюжет Дертского цикла успешно завершён, с этим сеттингом мы развяжемся ещё не скоро. Ближайшие пару недель я буду занят переработкой повестей в последний роман пятикнижия. Очень надеюсь, что за это время читатели найдут время высказать своё ...
...
Министр иностранных дел России Сергей Лавров начинает, говоря уничижительным словом советской пропаганды, «вояж» по странам Латинской Америки . Его легко читаемая цель – показать, что Россия не находится в изоляции. Но список стран визита вызывает улыбку, демонстрируя, как раз, ...
В общем Брюссель со своей НАТО дотрудился до того, что собственные крестьяне ему устроили гражданскую войну, пока на блокаду, а не на уничтожение. А если их начнут мять сильно и больно, то это может перерасти в реальную гражданскую войну, не на блокаду, а на уничтожение. А остальным же ...