Злой курорт

Деревня Кальмус, Волосовский район Ленинградской области. 1977 г.
Каждый год, обычно летом и осенью, городские предприятия, учреждения и учебные заведения в добровольно-принудительном порядке отправляли своих сотрудников «в помощь селу» — на уборку урожая и другие важные сельскохозяйственные работы. Или же альтернативно — можно было поработать физически на городских овощебазах. Такая практика сложилась к концу 70-х - 80-х гг. прошлого века практически по всей стране.
Рабочий одного из ленинградских заводов Николай Иванов руководит бригадой «шефов» на сенокосе в колхозе. В письме домой — моментальный эскиз обстановки.
Не всё идёт по плану — но это в порядке вещей.
Бебенька, здравствуй!
Меня должны были сменить 25.07.77, но мне не прислали замену. Так меня и оставили, наверное, до 11.08.77 старшим от завода с 29 мужиками.
Надоело и устал как собака, каждый день что-нибудь происходит, где надо разбираться, толкать или матюгаться, добывать жратву для всей «капеллы», закрывать наряды и делить деньги-копейки.
Народ злой — все хотят заработать на бутылку, а дожди идут проливные и каждый день с сильными грозами, сено гниёт и работа идёт плохо, шмотки еле успеваем сушить к утру. Часть людей уже в побеге — удержать невозможно.

Звонил на завод, приезжал директор с парторгом и много обещали для нас сделать, хотя бы с жильём, но уже 1-ое августа и дождь через дырявую крышу сарая и их обещания капают на наши нар по ночам. Короче, прилично за этот дождливый сезон достаётся.
Здесь в Кальмусе* два таких было урагана с грозой, что поломало деревья, телевизионные антенны, а в нашем бараке выбило два окна. В общем живём хорошо, жрём картошку и нюхаем свои портянки.
На днях должен вырваться из этого «курорта» на закрытие табеля, если пришлют машину или автобус от завода.
Пишу наспех, время в обрез, на сон еле хватает, вставать приходится первому в 5.00, а днём целый день носиться по делам. Ну, у меня всё. Соскучился по тебе. Целую крепко.
1.08.77

*Кальмус. Деревня была образована после Октябрьской революции из нескольких эстонских хуторов. Первоначально она называлась, так же как и соседняя деревня — Пежевицы. Названа в честь Тидо Кальмуса, местного активиста, убитого кулаками 31 октября 1930 года.