Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №5
elika.spb.ru — 06.01.2022 Минувший декабрь был щедр ещё на одну значимую кинематографическую дату: исполнилось 65 лет с момента выхода тоже очень новогоднего и доброго фильма «Карнавальная ночь» (его премьера состоялась 29 декабря 1956 года).Сюжет помните?
Группа молодых работников Дома культуры готовит весёлый новогодний костюмированный бал. Но, увы, исполняющий обязанности директора клуба Серафим Иванович Огурцов, сам того не подозревая, может испортить праздник своим видением на проведение этого мероприятия. Просто потому, что он предлагает стандартно-бюрократическую программу с выступлениями докладчиков и даже лектора-астронома. А вместо джазового оркестра и зажигательных танцев зовёт ансамбль песни и пляски, а сольных артистов норовит заменить исполнением классической музыки. Но молодые люди, разумеется, находят решение, как обхитрить скучного чиновника.
А как всё началось?
Летом 1956 года (заметьте: опять летом будет сниматься зимний фильм! :)) команда киношников где-то добыла 20 ёлок, гирлянды, мишуру и хлопушки. Стояла ужасная жара, когда весь инвентарь приволокли к зданию Центрального театра Советской армии. Все актёры труппы уехали на гастроли, а поэтому в распоряжении съёмочной группы были практически все коридоры и фойе, где и сняли часть сцен фильма.
А режиссёром назначили тогда ещё молодого Эльдара Рязанова. Вся остальная часть группы, которой он командовал, уже несколько раз участвовала в съёмках различных картин, поэтому задача в разы осложнялась. Некоторые, само собой, считали, что лучше знают, как сделать настоящий шедевр. Рязанов же вообще хотел поучаствовать в экспедиции к Камчатским вулканам и снять ленту с драматичным сюжетом. Однако директор киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев дал ему сценарий новогодней комедии, который пылился на полках уже три года, и настойчиво посоветовал ознакомиться с ним. Увидев текст, Рязанов пришёл в ужас. Сюжет показался ему слабым, с кучей несостыковок, с топорно прописанными героями. Всё нужно было переделывать.
Рязанов даже испугался, что такая картина испортит ему едва начавшуюся карьеру. Мюзикл надо было спасать, чтобы как-то выкрутиться из этой ситуации. В общем, Рязанов переделал сценарий и придал ему динамики, ускорив ход событий так, чтобы зрители не смогли заметить недочётов.
Откуда взялся товарищ Огурцов
Рязанов пригласил сыграть Серафима Огурцова актёра театра Петра Константинова. Но у Пырьева были уже свои планы. И пробы он завершил словами: «Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!» Ильинский тогда был звездой кино и любимчиком советских зрителей. Но молодой режиссёр Рязанов боялся с ним работать из-за большого опыта артиста, поэтому втайне надеялся, что тот откажется от предложения. Но этого не произошло: Ильинский заинтересовался. Да и страх Рязанова быстро рассеялся: актёр оказался простым и приятным человеком с лёгким характером. И уже вместе они переписали роль Огурцова, сделав его активным, инициативным, но полным дураком без капли чувства юмора.
А Гурченко вообще попала в кино случайно
Тем ж летом 1956 года на пробах появилась 20-летняя студентка института кинематографии Людмила Гурченко и… провалила их. Однако на этом история не заканчивается. Пырьев заметил актрису, когда та бежала по коридору «Мосфильма». Он был сражён красотой девушки, её энергетикой и невероятным задором. Поэтому директор студии вернул Гурченко обратно в павильон к Рязанову, да ещё и велел оператору «поиграть с её лицом в кадре», дабы отразить тем самым характер. Ну, и, разумеется, киношников сразил голос артистки, ведь она могла петь без фонограммы в отличие от других актрис, посетивших пробы. В общем, утвердили. В итоге Леночка Крылова стала законодательницей моды и эталоном красоты всех советских женщин.
Костюмы в голливудском стиле
Чтобы поставить советский мюзикл, привлекли лучших художников и костюмеров. На наряды в голливудском стиле денег не пожалели. В кадре даже появились свитеры с оленями, которых было не найти в советских магазинах. Для главной героини сшили пять одинаковых платьев, и все они были копией моделей модного дома «Диор». Ещё одним элементом одежды Леночки Крыловой была меховая муфта. Её добавили, чтобы намекнуть зрителям на роскошные наряды голливудских звёзд, ведь на обложках журналов они все были с меховыми накидками или воротниками. Одевать героиню в шубу не стали, поэтому предложили создать аксессуар, который являлся частью туалета богатых дам до революции.
Финальная песня за два бутерброда
Песню, которая была в финальной сцене, записали всего за ночь. Рязанов обратился к поэту Вадиму Коростылёву с просьбой написать её. Тот дал согласие, но поставил свои условия – ему нужен был свободный кабинет, кофе и два бутерброда. И желательно с чёрной икрой :) Этим же вечером текст с проводницей поезда отправили в Ригу композитору Анатолию Лепину, который, в свою очередь, уже с утренним поездом возвратил в столицу ноты мелодии, которую сочинил за ночь.
Кстати, сам концерт снимался около недели. Главная сцена и громадный будильник по идее Рязанова были построены в павильоне «Мосфильма». Сначала на столах зрителей была настоящая закуска, но из-за зноя она начала тухнуть и вонять, что, конечно же, стало причиной для шуток в курилках и коридорах здания. Поэтому продукты пришлось сменить.
Рязанов против всех
«Карнавальная ночь» была настоящим испытанием для Рязанова, как признавался потом сам режиссёр. После съёмок этой картины он стал совсем другим человеком – сформировал профессиональный характер, силу воли и научился отстаивать свою позицию. Его коллеги по площадке, как уже говорилось, были гораздо опытнее его и думали, что сами знают, как лучше снимать фильм.
Однажды, например, режиссёр опоздал на съёмки, а, когда пришёл, увидел, что оператор Аркадий Кольцатый, у которого на счету уже было 20 фильмов, начал снимать сцену без него. Это просто вывело Рязанова из себя, и он принципиально заставил переснимать весь эпизод на свой лад.
Триумф!
«Карнавальная ночь» была снята за пять месяцев. Худсовету показали законченный материал, но худсовет раскритиковал фильм, назвав его несмешным и бездарным, порекомендовал побыстрее закончить этот проект и забыть о нём как о страшном сне. А Иван Пырьев всё же верил в успех фильма, и не зря. Картину даже не рекламировали, она просто вышла в прокат 29 декабря 1956 года без афиш и объявлений о скорой премьере и произвела настоящий фурор.
* * *
«Карнавальная ночь» вышла в лидеры проката 1956 года. Согласно опросу журнала «Советский экран», киномюзикл стал лучшим фильмом 1957 года. А Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко вмиг превратились в звёзд :)
Это был пятый выпуск моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
</> |