Зимний дворец после штурма
sergeytsvetkov — 07.11.2025
Ночь с 25 на 26 октября 1917 года навсегда изменила судьбу главной резиденции российских императоров. Советская мифология, увековеченная гением Эйзенштейна, нарисует эпическую картину штурма. В реальности же дворец пал почти без боя, открыв свои двери не столько перед героическим натиском, сколько перед наплывом пестрой вооруженной толпы.
Вопреки расхожему мнению о тотальном разгроме, парадные залы и основная коллекция Эрмитажа пострадали незначительно. Однако дух дворца был растерзан. На мраморных лестницах, где еще недавно шуршали платья фрейлин, теперь валялись окурки и шелуха от семечек. Солдаты, измученные и опьяненные победой, спали прямо на узорном паркете, укрывшись бархатными портьерами. Для нужды использовали коллекционные вазы.
Наибольший урон был нанесен личным покоям императорской семьи. Здесь ярость толпы носила характер символической расправы. Портреты Романовых были проткнуты штыками, бесценный фарфор разбит, интимные дневники и письма разбросаны по полу. Это была не просто жажда наживы, а стремление осквернить, унизить символы ненавистного старого мира.
Отдельной главой стало разграбление винных погребов — стихийное, хмельное буйство, продолжавшееся несколько дней и ставшее головной болью для новой власти. В подвалах здания находилась пятая часть всего алкоголя города. Грабители пробирались к дворцу каждую ночь, проламывая кладку стен, чтобы добраться до запасов. Солдаты, охранявшие Зимний дворец, пытались бороться с ними, например, выставляли в проломы в стенах пулемёты. Коллекцию раритетного спиртного, впрочем, не тронули, поскольку её стоимость составляла несколько миллионов рублей золотом. Конец винным штурмам Зимнего дворца положили матросы Балтийского флота, которым было приказано расстреливать всех пьяных мародёров, встреченных рядом с Зимним дворцом.
И здесь рождается главный парадокс той ночи. Американский журналист Джон Рид, очевидец событий, запечатлел эту двойственность: одни грабили, другие — с оружием в руках — пытались их остановить. Уже в первые часы после взятия дворца большевистское правительство, в лице наркома просвещения Луначарского, издало декреты об охране художественных ценностей. На входах в залы Эрмитажа были выставлены часовые с грозными табличками: «Не трогать! Народное достояние!». Была создана специальная комиссия во главе с искусствоведом Георгием Ятмановым для учета и охраны дворцового имущества.
Превращение императорской резиденции в "достояние народа" происходило мучительно. Первые месяцы дворец существовал в странном двоевластии: в одних залах размещались революционные комитеты, в других — спешно организованные выставки. Посетители бродили по анфиладам, где еще недавно вершились судьбы империи, с любопытством разглядывая следы недавнего погрома.
К весне 1918 года началась планомерная музеефикация дворца. Этот процесс, растянувшийся на годы, спас Зимний от полного разорения, превратив символ самодержавия в хранилище мировых художественных сокровищ — будущий Эрмитаж.

01. Бывший Большой кабинет императора Николая I в Зимнем дворце после взятия его отрядами Военно-революционного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов





















***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)

«Суворов — от победы к победе».


ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
споке
Три цвета осени
Керчь. Крым. Часть 18 (последняя)
7/5
Картофельный сезон. Топ 7 блюд из картофеля, которые надо попробовать
Российские астрономы выяснили, откуда прилетел «московский НЛО»
К истокам журнала... Израиль улыбнул. Самая длинная прогулка по Эйлату

