Зимний дворец и Эрмитаж, какими их видели цари


Вид Малой церкви в Зимнем дворце
Думаю, для вас не секрет, что сегодня после многочисленных реставраций превращённые в музеи дворцы выглядят не совсем так, а иногда и совсем не так, как в былые эпохи.
Однако в случае с Зимним дворцом и Эрмитажем у нас есть уникальная возможность увидеть многие из их интерьеров в их первозданном виде. Дело в том, что удивительный художник-акварелист Эдуард Гау в 19 веке по заказу императорской семьи запечатлел интерьеры этих дворцов в своих работах. При этом акварели Гау настолько наполнены деталями и выполнены с таким мастерством, что они практически неотличимы от фотографий.
И я предлагаю вам полюбоваться их обширной и красивой подборкой, которую я позаимствовал из сообщества
![Зимний дворец и Эрмитаж, какими их видели цари [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/community.gif?v=3)

Вид Ротонды в Зимнем дворце
Каким образом художнику удалось добиться такой фотографической реалистичности? По школьным урокам рисования мы знаем, насколько скромны возможности акварели. Однако, на самом деле, у профессиональных художников существует техника акварельной отмывки, когда краски наносятся слой за слоем, иногда даже практически сухой кистью.
Этот способ позволят достигнуть удивительной выразительности при передаче оттенков и точности в изображении. Правда, следует учесть, что акварель – не масляные краски, а потому работающей с нею художник не имеет права на ошибку. И нам остаётся только поражаться верности руки Эдуарда Гау и тому кропотливому труду, который он вложил в создание своих работ.

Вид Собора в Зимнем дворце
Кстати, есть версия, что Гау, как и некоторые другие художники-перспективисты, использовал оптические приборы типа камеры-обскуры. С помощью такого прибора, почти как с фотоаппаратом, можно увидеть необходимое изображение прямо на листе бумаги.
Однако разница в том, что если на фотоплёнке или фотобумаге это изображение запечатлеется само, то в данном случае художник вынужден, ориентируясь на контуры, зарисовывать его своими руками.
А потому в случае с акварелями труд всё равно остаётся огромным. Не случайно, в одном из источников упоминается, что, к примеру, во время работы над гатчинской серией Эдуарду Гау удавалось создавать в среднем всего лишь от 3-4 до 10 акварелей с интерьерами в год.

Виды залов Зимнего дворца. Александровский зал
Теперь остановлюсь на некоторых моментах биографии Эдуарда Гау. Родился он в 1807 году в городе Ревеле (так тогда назывался Таллин) в семье состоявшего русском подданстве немецкого художника-пейзажиста и театрального декоратора Иоганна (Йоханнеса) Гау.
Возможно, кого-то из вас заинтересует вопрос, почему же тогда отчество Эдуарда Гау порою звучит как Иванович, а ещё более часто как Петрович. Во всяком случае, мне самому это стало любопытно. И, порывшись в интернете, я нашёл примеры, когда в тот же исторический период второе имя (т.е. отчество) Johannes действительно порою переводилось как Петрович.
Таким образом, рискну предположить, что младший сын Иоганна Гау во всех источниках именуется Владимиром Ивановичем, а старший преимущественно Эдуардом Петровичем исключительно в силу того, что так по-разному были записаны их имена в каких-то изначальных документах.
Впрочем, если кто-то знает больше, то не ленитесь сказать своё слово в комментариях.

Виды залов Зимнего дворца. Аполлонов зал
Да, важный момент. Раз уж я упомянул младшего брата Эдуарда Гау – Владимира Гау, то стоит подчеркнуть, что это два разных художника, которых почему-то часто путают в интернете, периодически приписывая работы братьев друг другу.
Владимир Гау также писал акварелью. Но он вошёл в историю европейской живописи именно как один из крупнейших мастеров акварельного портрета, запечатлевший облик членов российской императорской фамилии и многих знаменитых современников. В то время как Эдуард Гау хотя и создал несколько портретов, но основными в его творчестве были акварели интерьеров. Хотя это и не означает, что портреты кисти Эдуарда надо приписывать Владимиру Гау:)

Виды залов Зимнего дворца. Белая гостиная императрицы Александры Федоровны
Но вернёмся к биографии Эдуарда Гау. Он занимался рисованием с детства и в 1830—1832 годах на свои средства обучался живописи в Академии художеств Дрездена. Когда ему едва перевалило за тридцать, получил от Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств звание свободного художника, а также удостоен серебряной медали.
В 1854 году Эдуарду Гау, уже прославившемуся своими уникальными акварелями интерьеров по заказу императорской семьи, было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи.

Виды залов Зимнего дворца. Библиотека императора Александра II
Долгую 80-летнюю жизнь художника (умер он в 1887 году), пожалуй, можно назвать во многом сложившейся удачно. Однако богатств он не нажил, хотя, казалось бы, вполне мог. И после его смерти вдова Емилия Гау с приёмной дочерью были вынуждены просить Санкт-Петербургскую академию об оказании материальной помощи. Академия выделила единовременная пособие, но в постоянном пенсионе отказала.
Впрочем, подобных примеров множество на протяжении всей российской истории. Рекомендую об этом задуматься тем любителям искусств, кто искреннее полагает, что творческий человек должен быть бессребреником.
Однако, так или иначе, акварели Эдуарда Гау пережили многие изображённые на них интерьеры дворцов, а потом не раз помогали реставраторам. Всё-таки правы те, кто говорит, что по-настоящему талантливая живопись позволяет удержать даже убегающее время.

Виды залов Зимнего дворца. Библиотека императора Александра II (2)

Виды залов Зимнего дворца. Бильярдная императора Александра II

Виды залов Зимнего дворца. Большая гостиная императрицы Александры Федоровны

Виды залов Зимнего дворца. Большая гостиная императрицы Александры Федоровны (2)

Виды залов Зимнего дворца. Большой кабинет императора Николая I

Виды залов Зимнего дворца. Большой Фельдмаршальский зал

Виды залов Зимнего дворца. Будуар великой княгини Марии Александровны

Виды залов Зимнего дворца. Будуар императрицы Александры Федоровны

Виды залов Зимнего дворца. Будуар императрицы Марии Александровны

Виды залов Зимнего дворца. Ванная великой княгини Марии Александровны

Виды залов Зимнего дворца. Ванная императрицы Александры Федоровны

Виды залов Зимнего дворца. Военная библиотека императора Александра II

Виды залов Зимнего дворца. Военная галерея 1812 года

Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Второй зал

Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Гостиная

Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Малый кабинет

Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Первый зал

Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Спальня

Виды залов Зимнего дворца. Второй зал Военной галереи

Виды залов Зимнего дворца. Гардеробная императора Александра II

Виды залов Зимнего дворца. Гербовый зал

Виды залов Зимнего дворца. Гостиная в стиле второго рококо

Виды залов Зимнего дворца. Готическая гостиная великих княжен

Виды залов Зимнего дворца. Зал развода караула

Виды залов Зимнего дворца. Зал Совета императора Александра I

Виды залов Зимнего дворца. Зимний сад императрицы Александры Федоровны

Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императора Александра II

Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императора Александра II (2)

Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императора Александра II (3)

Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны

Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны (2)

Виды залов Зимнего дворца. Камердинерская императора Александра II

Виды залов Зимнего дворца. Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны

Виды залов Зимнего дворца. Малый Фельдмаршальский зал

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Большой кабинет вел. кн. Марии Николаевны

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Большой салон

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Гостиная герцога М. Лейхтенбергского

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Желтый салон вел. кн. Марии Николаевны

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Кабинет герцога М. Лейхтенбергского

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Малый кабинет вел. кн. Марии Николаевны

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Салон герцога М. Лейхтенбергского

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Спальня вел. кн. Марии Николаевны

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Туалетная вел. кн. Марии Николаевны

Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Туалетная герцога М. Лейхтенбергского

Виды залов Зимнего дворца. Первый зал Военной галереи

Виды залов Зимнего дворца. Переход из Малого Фельдмаршальского зала в Военную галерею

Виды залов Зимнего дворца. Петровский зал

Виды залов Зимнего дворца. Пикетный зал

Виды залов Зимнего дворца. Приемная наследника, великого князя Александра Николаевича

Виды залов Зимнего дворца. Пятая запасная половина. Гостиная вел. княжны Марии Александровны

Виды залов Зимнего дворца. Пятая запасная половина. Кабинет вел. княжны Марии Александровны

Виды залов Зимнего дворца. Пятая запасная половина. Спальня вел. княжны Марии Александровны

Виды залов Зимнего дворца. Пятый зал Военной галереи

Виды залов Зимнего дворца. Спальня императрицы Александры Федоровны

Виды залов Зимнего дворца. Спальня императрицы Александры Федоровны (2)

Виды залов Зимнего дворца. Третий зал Военной галереи

Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Гостиная

Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Гостиная (2)

Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Спальня

Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Четвертая комната

Виды залов Зимнего дворца. Туалетная комната императрицы Александры Федоровны

Виды залов Зимнего дворца. Туалетная комната императрицы Александры Федоровны (2)

Виды залов Зимнего дворца. Учебная комната во второй запасной половине дворца

Виды залов Зимнего дворца. Фонарик

Виды залов Зимнего дворца. Церковная лестница

Виды залов Зимнего дворца. Четвертая запасная половина. Гостиная

Виды залов Зимнего дворца. Четвертая запасная половина. Кабинет

Виды залов Зимнего дворца. Четвертая запасная половина. Коридор

Виды залов Зимнего дворца. Четвертая запасная половина. Спальня

Виды залов Зимнего дворца. Четвертая запасная половина. Туалетная

Виды залов Зимнего дворца. Четвертая запасная половина. Угловой зал

Виды залов Зимнего дворца. Четвертая запасная половина. Угловой зал (2)

Виды залов Зимнего дворца. Четвертый зал Военной галереи

Виды залов Малого Эрмитажа. Восточная галерея

Виды залов Малого Эрмитажа. Галерея Санкт-Петербургских видов

Виды залов Малого Эрмитажа. Зимний сад

Виды залов Малого Эрмитажа. Кабинет

Виды залов Малого Эрмитажа. Кабинет цесаревича Николая Александровича

Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

Виды залов Малого Эрмитажа. Романовская галерея

Виды залов Малого Эрмитажа. Романовская галерея (2)

Виды залов Малого Эрмитажа. Спальня цесаревича Николая Александровича

Виды залов Нового Эрмитажа. Верхняя площадка лестницы

Виды залов Нового Эрмитажа. Галерея истории древней живописи

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал испанской школы

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал итальянских школ

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал камей

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал немецкой школы

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал немецкой школы (2)

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы (2)

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы (2) Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет императрицы

Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет императрицы

Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянских школ

Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянских школ (2

Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянских школ (3)

Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянских школ (4)

Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет фламандской школы

Виды залов Нового Эрмитажа. Парадная лестница. Площадка II этажа
А вам понравилась такая живописная во всех смыслах слова экскурсия в прошедшую эпоху?