Зыбкая история или человеческое лицо.

Если совсем коротко вспомнить, что же сделал за время своего правления этот император, то он отменил крепостное право, провел судебную, военную и общеобразовательную реформы. Как мало скажите вы, и будете правы - это не просто мало, это все равно что ничего не сказать. Потому что я не преследую цель в этом посте говорить о значении, удачности или нет тех или иных реформ, о результатах. Речь пойдет лишь об отношении к собственной истории.
В Спас-на-Крови я пришла работать весной 2002года. У меня в том году родился сын. Сначала были курсы экскурсоводов, на которых казалось бы подробно и точно рассказываются все детали. В частности: в храме ни в коем случае нельзя ходить по полу вне ковров. - Пол устлан итальянским мрамором толщиной всего 3 мм. Это хрупкий камень, который пережил множество испытаний во время Второй мировой войны: здесь был склад картофеля, потом якобы морг (внутри храма всегда прохладно), потом склад декораций, которые так и таскали по полу. А в это же время этому камню требуется определенный температурный и влажный режим, который теперь и поддерживается в храме. - Ходить по полу можно только по коврам, которые достаточно толстые. Ими пол был устлан по периметру, кроме центральной части зала, огороженной для входа и открытой от ковров - где можно было увидеть мозаичный рисунок пола. Через несколько лет после этой лекции произойдет резкая смена обстоятельств: ковры будут убраны все до одного, как и ограждения. Туристам на входе (не с первого дня этих перемен) будут бесплатно выдавать обычные бахилы из тончайшего голубого целлофана, какие выдают в поликлиниках (в некоторых музеях бывают специальные бахилы, толстые кожаные). Эти тонкие бахилы по большей части оказываются порванными благодаря дамским каблукам - самой большой опасности для уникального пола из хрупкого камня.
Что же явилось причиной таких перемен? Накануне, незадолго до открытия очередного сезона (1 мая) была существенна поднята цена за входной билет. От 40 рублей, если мне не изменяет память, до 100р. В то время вход в Эрмитаж стоил 100р. Выровнять Спас-на-Крови с ним в цене было ошибкой, так как для среднестатистического туриста откуда-нибудь из глубинки в ситуации одинаковой стоимости обоих музеев привлекательнее окажется Эрмитаж. - Там в разы больше того, что может понравиться и запомниться. Я помню как однажды уже не молодой экскурсант из организованной группы (они приезжали всем предприятием), приехавшей из глубинки России, поделился впечатлениями в конце: "Мы боялись, что нам не понравится здесь (в Спасе...), а мы больше не сможем позволить себе поездку в Санкт-Петербург". В год повышения цены на билет 1-го мая сезон не наступил. Многие группы отказались от уже забронированных ранее билетов. И новые не приходили. И тогда администрация нашла способ привлечь-таки туристов... Переписать историю. Открытый мраморный пол в храме, когда не натыкаешься взглядом на ограждения, действительно смотрится красивее.
На самом деле в книге Бутикова Г.П. с кратким описанием этого храма есть сообщение о полном разрушении (90%) уникального мраморного пола уже после революции 1917 года, когда впервые были сняты все ковры, а также был открыт доступ внутрь всем желающим. Неизвестно, был ли пол после этого полностью заменен (видимо во время реставрации), либо что-то сохранилось из первоначального. И были ли это те самые ковры, еще в 2002 году, которые может были где-то спрятаны все это (советское) время, в запасниках.
В настоящее время пол Спаса-на-Крови устлан красным супер-пупер паласом, согласно фото, которые есть в интернете. Тогда как старинные ковры кроме того, что были исполнены для этого памятника специально, находились в цветовой гамме мозаик. И выглядели не крикливо.
Первоначально представленный мною текст экскурсии пришлось
сокращать трижды. Но кроме того, что он должен был укладываться в
определенные временные рамки (что понятно), необходимо было убрать
все "плохое" из текста. "Плохое", по словам одного из методистов,
"вылезло" впервые когда я дошла со своим рассказом до южного киота,
мозаика которого мне совсем не кажется удачной. Сравните две
мозаики северного(1) и южного(2) киотов.
1.
2.
В первом случае это изображение А. Невского, во втором
"Воскресение Христа". У первой мозаики достаточно богатая
светотень. Вторая мозаика не оставляет никакого впечатления. Ни
осунувшимся лицом Христа с темными кругами под глазами, ни розового
цвета крестом. Она кажется блеклой, однотонной. Однако, "если мы
будем рассказывать про наш храм плохое, то к нам никто не будет
ходить" - последовал ответ методиста на мой удивленный взгляд. -
"Про наш храм только хорошее" - бодро завершила она. И мы пошли
дальше.
Однако обсудить что-либо не предвиделось возможным: открываются двери крошечной экскурсоводческой и громкий голос одного из методистов обращается: "Девочки! Ну кто опять сказал, что Александр второй умер от потери крови?! Не надо этого говорить!". - Дело в том, что по залу периодически ходил директор Спаса-на-Крови, Зеленченко В.А., которая внимательно прислушивалась к тому, что говорят "девочки".
Смелость.
Старшим методистом Спаса-на-Крови в описываемый мной период была Климова Светлана Олеговна. Она вместе с еще несколькими сотрудниками уходила с работы около 17.00, несмотря на то что музей в летнее время закрывался позже. Ее рабочее время оплачивалось только до 17.00 (или чуть позже), поэтому она не считала нужным задерживаться, как и другие методисты. Примерно трижды на моей памяти они абсолютно уверенно и смело поведали удивленным экскурсоводам о своем уходе уже в дверях. Платили там, к слову сказать, не плохо.
...
Может быть и смелости не хватает порой защитить что-либо: музеи, которые могут и просто снести\закрыть\построить на их месте что-нибудь: злобное правительство и\или инвесторы, которым интересны только запланированные на их месте объекты; детей, на лечение которых государство не выделяет денег; образование для детей, которое не превращалось бы в Абразование с сомнительным статусом предмета русской литературы, который может стать необязательным... Но когда под собственными ногами все так шатко, переменчиво под самым куполом с изображением Христа, то скорее всего не смелости не хватает, хотя и это вопрос. Но в первую очередь не хватает мотива. Человек, который все время переписывает историю не может узнать себя в зеркале. - Зеркала нет, в которое можно было бы смотреться. Безусловно, у большинства это неосознанный выбор. Но есть и вполне сознательный, как видите.
Зато и тех кто неосознает и тех кто открыто циничен периодически ждут одни и те же грабли, причины которых еще в прошлый раз остались неосмысленными. Своего рода исторический снежный ком, который все набирает и набирает. - Помните, как это у Татьяны Москвиной в романе "Позор и чистота": "...начавшие новую жизнь с исторического нуля и героически пытающиеся что-то вспомнить из прошлой жизни. То царская семья всплывает, то вдруг бесплатная медицина и кружки авиамоделирования эры социализма - но все в дымке, все в дымке...".
|
</> |