Зеркальные войны
watermelon83 — 08.01.2016 - олигархи и купцы верхом на галерах против купцов и олигархов на них же! Венециано-генуэзские войны (13-15 века). Первая часть, вместе с многочисленными флотами, лежит тут.Дела православные, дела торговые
К началу конца середины второй половины 14 века Византия совсем уже доходила. Великая некогда страна стала даже не игрушкой, а все уменьшающимся куском мяса, раздираемым турками, генуэзцами и венецианцами. Но если турки планировали не спеша, постепенно окружая империю со всех сторон, то темпераментным южанам-итальянцам обязательно нужно было здесь и сейчас. Какой поворот истории - бывшая некогда городом империи Венеция вершила теперь ее судьбы!
Как мы помним, прошлая война не принесла ни Генуе, ни Венеции ожидаемых успехов. Но если венецианцы более думали о счастливо избегнутых опасностях, то генуэзцы с горечью подсчитывали неиспользованные возможности. Первые раскаты грома донеслись еще в начале 70-х гг. 14 века - после смерти кипрского короля, еще одного осколка крестоносного наследия, на острове вспыхнули беспорядки, вызванные неизменной враждебностью, возникавшей везде где соседствовали венецианские и генуэзские колонии. В итоге незначительный конфликт привел к характерным последствиям: пылкие генуэзцы, считавшие себя сильнее, устроили военную интервенцию и обосновались на Кипре, захватив один из портов. Венецианцы ограничились дипломатическими протестами и мир был сохранен.
Через несколько лет он был разорван при очень некрасивых событиях. Мы вынуждены бросить несколько горьких упреков в адрес Республики Святого Марка. Они, ее представители, повели себе как жлобы, хамы и неблагодарные подонки. Император Византии Иоанн V проводил поездку по Европе, с прозаической целью найти денег на дальнейшее существование своей империи. Оказавшись с многодневным визитом в Венеции он не только не получил их, но и изрядно поиздержался. И что же вы думаете? Эти презренные скоты и торгаши посадили его под арест. Императора ромеев, как простого должника! Оскорбление тем более отвратительное из-за того, что его нанесла именно Венеция, вбившая самый большой гвоздь в крышку гроба классической Византии двумя столетиями ранее. В общем, Иоанн кое-как выплутался и уехал, а вот венецианцы стали думать как по дешевке скупить самые лакомые участки этого православного вишневого сада.
В 1375 г. их посольство отправилось в Константинополь. Перед ним ставилась задача как-то компенсировать недавнее усиление Генуи, и так прочно опиравшейся на старые связи с империей, еще со времен когда она называлась Никейской. Венеция требовала выплаты долгов, одновременно предлагая урегулировать этот вопрос путем продажи Родины, а конкретнее - острова Тенедос. Чтобы Иоанну думалось быстрее, вслед за послами на Босфор отправился флот, хотя никакого Тедди Рузвельта с его канонерками еще не было и в помине. Император был слабый и потому легко согласился - венецианцам, так венецианцам, забирайте. Да и вообще, до островов ли тут, когда родные дети плетут интриги, свергая тебя с трона? В этих заботах Иоанн и отписал остров жадным гондольерам. Но тут в дело вступила Генуя, которая давно искала повод для войны. А повод действительно был - венецианцы демонстрировали, что плевать они хотели на особый генуэзский статус в империи.
Сын Иоанна Андроник, неудачливый претендент на престол, сидел в это время в тюрьме, куда его поместил любящий отец. Любящий, потому что напарника Андроника по перевороту, турецкого прынца, дома попросту ослепили, а его - всего лишь посадили на хлеб и воду, в полную темноту. Впрочем, есть мнение, что один глазик у него все-таки выкололи, но мы сейчас не будем подробно углубляться в эти подробности. В общем, в 1376 г., аккурат после отписания острова, Андроника освободили, а Иоанна, наоборот, посадили - как вы уже догадались, за всем этим стояла Генуя. Новый император похерил вынужденное силой распоряжение своего батюшки и свободно пожаловал остров генуэзцам. Но когда те попытались вступить в управление им, оказалось, что местные греки уже отпраздновали прибытие (вместе с флотом) новой венецианской администрации, а об императоре Андронике ничего знать не знают. Короче говоря, мятеж или наоборот, лоялизм, решайте сами. Тогда император, новый император, арестовал всех венецианцев где смог, т.е. в столице. Стороны обменялись дипломатическими угрозами, закончив на проклятьях и войне. Весной 1378 г. она и началась.
Обмен ударами
На войну, как на природу, не нужно ходить в одиночку. За Венецией выступал Милан, а за Генуей Венгрия, помогавшая войсками правителю Падуи и, разумеется, Византия, а вернее ее император. Прочую же мелочь мы в расчет не берем - кому интересен выбор короля Кипра, тем более без Кипра? Никому.
Первая битва принесла Венеции долгожданный успех, а Генуе обидную оплеуху, хотя эффект ее носил более моральный, нежели материальный характер. Десять венецианских галер уничтожили одиннадцать генуэзских у славного мыса Анцио, большая часть потерь пришлась на скалы. Это вызвало волнения и внезапное прекращение полномочий генуэзского дожа, путем извлечения его из дворца, но ничего более серьезного. Командовавший победоносной эскадрой адмирал Витторио Пизани совершил в 1378 г. еще несколько подвигов, захватив пару городков в колониях и ушел на зимовку. У него было почти 30 кораблей, когда показался генуэзский флот из 25 вымпелов. Адмирал хотел дождаться второй венецианской эскадры и потом уже наверняка победить, но его капитаны нараспев кричали веди нас отец, веди нас на бой! так что ему ничего не оставалось как вступить в сражение.
Капитаны ошиблись. Хотя каждый из них дрался храбро и прочее, вместе вышла какая-то размазанная по стеклу каша. Венецианцы атаковали и даже захватили вроде бы флагман, убив вражеского адмирала со славной фамилией Дориа, но, видимо, выходившие их бухты корабли вступали в бой по частям, что и привело к последующему разгрому. Спаслось лишь 6 галер, а адмирал отправился под арест, радуясь, что его не удавили. В довершение всех бед 1379 г., правитель Падуи получил своих долгожданных венгров числом в 5 т. и начал окружать Венецию с суши. Вскоре на горизонте показались и генуэзские корабли, которые вел новый адмирал, для удобства тоже носящий фамилию Дориа. Он начал захватывать лежащие на островах поселения и порты, стремясь накинуть на горло вражеской республики удавку блокады. Особенно упорный характер носили бои за Кьоджу, крупный порт, обороняемый 3 т. гарнизоном, что не помешало его взяти. Где-то еще плавал остававшийся у Венеции флот и возвращался на престол Иоанн, но общая картина была мрачна. Впервые за свою долгую историю венецианцы оказались в настолько тяжелом положении. Они запросили перемирия, но их главный и глубоко личный ненавистник из Падуи отказался даже вступать в переговоры, чем оказал и себе и Генуе медвежью услугу. Поставленная перед выбором - жить или умереть, Венеция, естественно, выбрала первое. Город приготовился драться до конца, из под ареста вернули Пизани, пользовавшегося необычайной популярностью в народе.
Покуда генуэзский адмирал готовился к долгой осаде, избрав своей базой Кьоджу, венецианцы спешно снаряжали новый флот и производили духободрящие вылазки. Во время одной такой им даже удалось потопить 3 вражеские галеры. Но главная операция была заготовленная на Новый год. В ночь на 31 декабря 1379 г. к порту подплыл флот Пизани, вооруженный камнями и дожем. Дож был для поднятия боевого духа, а камни - для сооружения плотин, призванных перекрыть каналы и запереть весь вражеский флот. Разгорелся бой, но как и всегда в таких случаях преимущество было за стороной атакующей. С трудом, но венецианцам удалось окружить врага. Схватки продолжались каждый день - генуэзцы пытались отбить эти дамбы и разрушить их, но за ними был только флот, а за врагом - целый город. Генуя, казалось бы поставившая свою ногу на горло врага, обнаружила ее в капкане. Речь уже шла не о победе, а о спасении.
Где-то среди ангелочков изображен великий Пизани, адмирал
Человек получивший остров за просто так
Финал и эпилог
В начале 1380 г. к блокаде
И все же дела венецианцев шли не так хорошо, как это может показаться. Они лишь избежали гибели, но победы еще было не видать. Генуэзцы установили не менее эффективную блокаду, захватывая караваны (да! да!) везущие продовольствие в город. На суше продолжали скакать венгры. Пизани получил тяжелое ранение в попытках прорвать блокаду Адриатики и вскоре умер. В этой ситуации цугцванга спор решили внешние силы. Венецианцы отдали уже потерянные земли на суше австрийскому герцогу, который и прогнал венгров восвояси. Другой, савойский, герцог выступил как посредник, за что и получил злополучный Тенедос. Туринский договор 1381 г. зафиксировал что обе стороны проиграли мир и вообще все было зазря.
Обе-то обе, но Венеция если встала, отряхнулась и пошла дальше, пусть и не таким широким шагом, то Генуя постепенно уходила из мира пусть и невеликих, но держав. Более уже никогда ей не доводилась играть самостоятельной политической роли, пусть даже и регионального уровня. Поэтому можно прямо говорить о победе Венеции по очкам. Но, Генуя все же не была повержена и невпала в ничтожество, оставаясь не просто еще одним итальянским городом.
Этим, полным компромиссов предложением, мы и заканчиваем наш краткий и первый в этом году цикл о войнах между Венецией и Генуей.
|
</> |