Здесь Вам Мордовия, а не Москва - Интервью с карикатуристом Андреем Скрипальщиковым

топ 100 блогов uchvatovsb22.04.2015 Карикатура — жанр нынче малоактуальный. С широким распространением интернета злободневные зарисовки быстро уступили место отфотошопленным картинкам. В России карикатуристов осталось не так много, а обывателям, пожалуй, известен только Ёлкин.

Здесь Вам Мордовия, а не Москва - Интервью с карикатуристом Андреем Скрипальщиковым 695702_900

Среди немногочисленных представителей карикатурного ремесла выделяется также Андрей Скрипальщиков — художник, родившийся в Иркутске, но практически всю свою жизнь проживший в Саранске. Скрипальщиков известен тем, что работал с крупнейшими сатирическими изданиями еще советского времени. Также он на себе испытал неудовольствие властей по поводу одной из своих политических карикатур. Вспомнили с Андреем Юрьевичем о том случае, поговорили о лихих 90-х, свободе слова, трагедии в редакции "Шарли" и поразмышляли о том, почему карикатура в России скорее мертва. Ну, и конечно, посмотрели мастерскую художника, оборудованную в самом что ни на есть подвале. Андеграунд-искусство по-русски.


"Карикатура в России скорее мертва". Интервью с карикатуристом Андреем Скрипальщиковым

— Андрей Юрьевич, вы сейчас, получается, карикатур уже не рисуете?

Редко, их сейчас почти никто не заказывает. Так, для себя если только — в "стол". Но ведь нужно и семью кормить. Поэтому уже 12 лет занимаюсь по большей части живописью. Начинал с того, что писал эмалью на ДВП, потом перешел на масло. Изображаю на холсте свои фантазии, а потом предлагаю кому-нибудь купить. На заказ тоже делаю. Чаще просят портреты и натюрморты. А вот карикатуры — по большим праздникам.

— Но это до сих пор ваш любимый жанр?

Да, первую карикатуру нарисовал еще в детстве, когда учился в художественной школе. Вообще, родился в Иркутске. Но так вышло, что в 4 года вместе с родителями, бабушкой и дедушкой переехал в Саранск. Сестра дедушки вышла замуж за тогдашнего министра молочной и мясной промышленности Мордовии, и в итоге вся семья переехала. А поскольку у меня рисовали все: и папа, и мама, и бабушка с дедушкой — художественная школа была почти неизбежным вариантом.

Со своей первой карикатурой я сразу выиграл какой-то крупный конкурс. Помню, на противопожарную тематику надо было рисовать. Тогда мультсериал "Ну, Погоди!" был на пике популярности, ну я и изобразил Волка в пожарной каске, держащего за уши Зайца со спичками. Мол, не балуй. До сих пор помню этот рисунок. Тогда я и занял первое место в конкурсе, а карикатура стала любимым жанром.

— И всерьез задумались о профессии художника...

Да. После окончания школы поехал поступать в Йошкар-Олу — в художественное училище. Поступил, но недоучился. Попал в серьезную аварию. В советское время студентов же по колхозам часто отправляли. И вот как-то возвращались мы с поля своим ходом, сели попутчиками на ЗИЛ. Водитель оказался, мягко говоря, не совсем трезв. Ну, и поплатились. Врезались в трактор, я вылетел через лобовое стекло. Водитель погиб на месте. Я же сломал ключицу и на сутки потерял зрение. В общем, в больнице отлежался и вернулся в Саранск. Поступил в местное ГПТУ, отучился на реставратора. Практику в церквях проходил. Вот так. А потом армия.

— В армии навыки художника пригодились?

В учебке выиграл всесоюзный конкурс карикатур среди воинских частей. Поэтому были кое-какие послабления. Отправили после учебной части в Москву, в Шереметево. А могли куда дальше, ведь служил я в стройбате (смеется). В армии рисовал я много. Начиная с того, что делал секретные карты, находясь на "губе", и заканчивая тем, что иллюстрировал мемуары знаменитого генерала Лелюшенко. Он тогда уже пожилой очень был, и, мягко говоря, путал некоторые вещи в своих воспоминаниях. Работали мы вдвоем с сослуживцем-татарином — я иллюстрации делал, он на печатной машинке за генералом записывал. Поскольку генерал часто забывался, татарин многое по логике дописывал сам. Такие вот мемуары вышли.

— Уже в армии вам предложили работать в "Крокодиле"?

Да, но в штате работать отказался. Демобилизовавшись, вернулся в Саранск. Работал оформителем сначала в одном из ДК, потом — на заводе. После развала СССР устроился карикатуристом в одну из новообразовавшихся саранских газет. В течение 90-х сменил несколько мест работы — везде рисовал большое количество политических карикатур, такое время было. А с московскими изданиями "Крокодил", "Комсомольская правда", "Известия" работал удаленно — присылают заказ, я рисую, отсылаю обратно, получаю гонорар.

Безымянный

— Знаю, что однажды вы "получили по шапке" за свое творчество.

Это было в конце 90-х как раз. Я в то время работал в саранской газете "Время". Рисовал много, злободневно. Тогда только образовалась партия "Единство": та самая, что с медведем, и что впоследствии превратится в "Единую Россию". Правительство Мордовии эту партию активно поддерживала — любая критика, конечно, пресекалась. Я же по заданию редакции должен был нарисовать карикатуру на эту тему. Изобразил Меркушкина (ныне — губернатор Самарской области, в то время — Глава Мордовии), Кечкина (в то время — Председатель Госсобрания Мордовии) и Волкова (ныне — Глава Мордовии, в то время — Председатель Правительства Мордовии) верхом на медведях и загоняющих народ в ворота, где написано название вышеупомянутой партии.

Власти Мордовии про это прознали и скупили весь тираж газеты. Успокоились. Однако сюрпризом для них стала новость, что был выпущенн дополнительный тираж — напечатанный в другом городе, к тому же, с отдельными листовками, где изображена карикатура. Гнев страшный. Главного редактора и его заместителя сразу увезли в прокуратуру. За мной тоже приехали. Люди в штатском, на Волге. Но я из дома не выходил. Так меня и караулили. Потом уже кто-то в Москву позвонил, про эту ситуацию рассказал: мол, так и так, члена Союза журналистов напрягают (а меня в Союз журналистов еще в 96-ом приняли).

В общем, предоставили личного адвоката, и я сам поехал к следователю. Жалко стало ребят, что меня день и ночь во дворе ждали. Приехал, поговорили. Я объясняю: "Как так, рисуют в той же Москве карикатуры и на Президента, и на мэра". А мне отвечают: "Здесь Мордовия, а не Москва".

В общем, пообещал я больше подобного не рисовать. А газету закрыли, конечно.

— Но вы все равно считаете, что в 90-е было более свободно, чем сейчас?

Конечно. Зажали демократию, так сказать. Сейчас всё жестче, 90-е были куда свободнее. Поэтому и карикатура перестала быть акутальной. Сатира сейчас — гораздо опаснее, чем 15-20 лет назад. Карикатура как жанр похерен. И в России, и, тем более, в Мордовии. Когда был в гостях у известного художника Игоря Смирнова, 20 лет пытавшегося открыть в Москве музей карикатуры, мы много говорили об этом. Сейчас газеты стараются не печатать карикатуры — для них это головная боль. А из карикатуристов в Поволжье, как он мне сказал, я и вовсе один из немногих остался.

— А как художник-карикатурист справляется со своими политическими воззрениями? Например, редакция дает задание: нарисовать карикатуру на Путина. А вы, к примеру, ярый его поклонник. Или у карикатуриста не должно быть политических убеждений вовсе?

Ну как. Карикатура — она же по делу рисуется. Это не навет какой-нибудь. За дело можно, если я вижу, что так на самом деле. Почему нет? Высмеивается то, что есть. А не то, что сам придумал.

— Ваше отношение  к трагедии в журнале "Шарли"? Вы считате, что у карикатуры должны быть границы?

Это трагедия, безусловно. Но я считаю, что с религией лучше не связываться. Слшиком щепетильная тема. И затрагивает чувства многих людей. Конечно, религия, как и политика, — это просто обман. Но лучше ее не трогать. Одно дело, когда ты рисуешь конкретного попа, которого поймали на каких-то пороках. Другое дело, когда ты задеваешь религиозные чувства на глобальном уровне. Все-таки, у сатиры должны быть границы.

Так что карикатуры сейчас почти не рисую. Зато заканчиваю работу одну, чисто для себя. "Жизнь" называется. Свеча, которая постепенно догорает  — и есть метафора нашей жизни. А вокруг — много чего: и соблазнов, и пороков, и обманов, и иллюзий...

Здесь Вам Мордовия, а не Москва - Интервью с карикатуристом Андреем Скрипальщиковым VSuLmMdeZ3M

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Союз добровольцев Донбасса Александр Бородай объявил о союзе СДД с Единой Россией. Учитывая то, что у За Правду - половина руководства вышли из ДНР, и часть просто местные уроженцы - донбасская тема была одной из главных для нас, о чем мы целый год и говорим. ЕР спокойно и ...
"Мы никогда не уедем из этого города" (с) :))) Не больно-то и хотелось. А если честно, то не хотелось вообще. Let`s go: Dianae Acousticae Rarae - Диана Акустическая Редкая (сокращенно Д.А.Р). Особо редкий артистический подвид. Встречается крайне редко, но весьма ...
На минуточку, об этом столь восторженно пишет заместитель губернатора Днепропетровской области (который "а вешать будем потом). А довольно скоро "вальяжно прогуливающиеся граждане" за банку сгущенки будут не избивать, а убивать. нашел тут ...
"А пока мы только дети Нам от спайса хорошо! Только небо! Только ветер! Только б мусор не нашел..." Просветленный стоял между старыми двухэтажными домами в районе Железнодорожного, где очевидным образом смешались эпохи и пространства, а строения имеют архитектурный стиль, ...
1. Подпись к посту на американском ресурсе Реддит: «Городские власти в моём городе закрасили все граффити в этом тоннеле, кроме надписи "Чёрные жизни важны"». Под постом – грандиозное обсуждение из почти 5000 комментариев. Доминирующее мнение, судя по первым нескольким десяткам, ...