Зависть к самому себе

топ 100 блогов verbarium28.08.2021 .
В. Каверин вспоминает свой разговор с Юрием Олешей:

«Еще лет за шесть до съезда, когда мы впервые встретились у Мейерхольда, я спросил его, что он станет писать после “Зависти”, которая была, с моей точки зрения, счастливым началом. Он выразительно присвистнул и махнул своей короткой рукой.

“Так вы думали, что "Зависть" – это начало? Это – конец”, – сказал он.

Его речь на съезде была прямым подтверждением этого приговора»

Речь Юрия Олеши на съезде писателей действительно была позорно сервильной. Олеша говорил, что чувствует себя нищим, утратившим связь с энергией обновляющегося мира и не знающим, чем жить. Покаяние и обещание исправиться были благосклонно приняты соввластью. Его не тронули. На самом деле "сдача и гибель советского интеллигента" (А. Белинков) начались уже в самом романе. Имитация лояльности "новому социалистическому миру" психологически совпадает с позицией Кавалерова, героя "Зависти", якобы завидующего совслужащему Бабичеву, производителю небывалого социалистического счастья, изобретателю женственной розовой колбасы и оптимисту, "поющему по утрам в клозете".

Это и была точка надлома интонации романа и самого автора. Чтобы Кавалеров (мимикрирующее имя, как и название самой книги) завидовал какому-то начальнику продовольственного треста, хозяину чудовищной мясоперерабатывающей машины под брендом "Офелия"? Это невозможно. Дело не в "зависти", а в самой природе горения художника. Вписать свой тонкий дар в хищный энтузиазм времени Олеша не мог ни при каких обстоятельствах – не из-за какой-то социальной честности или политического принуждения, а от внутренней настройки своего изысканного таланта: не играется музыка Моцарта и Перселла под пулеметные очереди большевистских речей и рев экскаватора.

Здесь мы возвращаемся к началу высказывания. “Так вы думали, что "Зависть" – это начало? Это – конец”. Отсюда начинается и здесь кончается настоящий Олеша. Художник, всецело сформировавший свой уникальный стилистический дар к своей первой книге, не может – не должен – продолжать дальше. Напрасно он будет искать самооправдания в социальных и политических причинах. Причина одна – завершения таланта, обнажение ядра. Нельзя дважды обнажиться до совершенства.

Зависть к самому себе, быть может, самое насущное и неотменимое состояние художника. Не от творческой неспособности повторить себя, а от понимания бесцельности умножения себя в существовании.

"А теперь я узнал в себе отца. Это было сходство форм, – нет, нечто другое: я бы сказал половое сходство: как бы семя отца я вдруг ощутил в себе, в своей субстанции. И как бы кто то сказал мне: ты готов. Закончен. Ничего больше не будет. Рожай сына".

Вот "пойнт" романа. Однако, последняя фраза вырвалась из-под контроля таланта. По-настоящему она должна была звучать так. "Ты закончен. Ничего больше не будет. Зачем тебе продолжаться в сыне".

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Достаточно часто получаю сообщения о каких-то безобразиях в генконсульствах РФ за рубежом. В первую очередь проблемы касаются выдачи загран паспортов.Вот юзер puerrtto  не просто прислал письмо с возмущениями, а сделал целый репортаж о том, ...
Китай продемонстрировал беспрецедентную эффективность в борьбе с COVID-19. Достигнуто это было, главным образом, с помощью всеобъемлющих карантинных мер, которые многим (вне Китая), кажутся «драконовскими». Но внутри Китая подавляющее большинство дисциплинировано выполняет предписания ...
Сердечно благодарю Варварушку kanteletarr за помощь в составлении данного интервью =) Я всё помню) С меня причитается ;) Медведи Угощают Мёдом Ваша группа играет humppa-oi-folk-metal (если я не ошибаюсь). Почему вы выбрали именно этот стиль? Каким ...
Я являюсь членом попечительского совета благотворительного фонда "Созидание". Именно этот фонд отвечал в свое время за миллион долларов наличными, собранными Серебряным Дождем. Почитайте, кто помнит. ...
Canon 5D + Carl Zeiss Sonnar T* 180mm f/2.8 (C/Y), на f2.8Canon 5D + Carl Zeiss Sonnar T* 135mm f/2.8 (C/Y), на f2.8Canon 5D + Carl Zeiss Planar T* 85mm f/1.4 (C/Y, West Germany), на f1.4Canon 5D + Minolta MC W.Rokkor-HH 35mm f/1.8, на f1.8Canon 5D + Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 35-70mm f/3.4 (C/Y), на f3.4Canon 5D + Carl Zeiss Tele-Tessar T* 300mm f/4.0 (C/Y), на f5.6P.S. Хочу сразу предупредить - ...