"Застава Ильича"

топ 100 блогов _o_tets_10.09.2012

Несмотря на то, что я всегда интересовался шестидесятыми, главного советского фильма шестидесятых я до этой субботы не смотрел. Слышал о нем много, отрывки видел, а посмотреть все не удавалось. Восполнить этот пробел я все же собрался по случаю юбилея любимого мной Шпаликова.

Если вкратце, то тем, кто не смотрел,  - горячо рекомендую. Я, конечно, ожидал, что фильм будет симпатичным и знал, что он знаковый с исторической точки зрения. Но то, что он представляет из себя не просто фотокарточку эпохи, а произведение искусства, - этого я не знал.



Уже по построению кадров очень быстро стало понятно, что фильм делал не просто высокий профессионал, а очень талантливый художник - не знаю, чей тут вклад больше - режиссера Марлена Хуциева или оператора Маргариты Пилихиной.

Вот сцена: человек пересекает пустую улицу, через некоторое время дорогу перебегает кот и бежит в ту же сторону, потом меняет направление. Появление кота необходимо исключительно с точки зрения динамики и теплоты сцены, но никак не акцентируется - это просто маленькая, почти случайная деталь второго плана, возникающая в кадре на несколько секунд. Совокупность подобных, подчас трудноуловимых мелочей, и делает видеоряд искусством, а не просто фиксацией эпизодов, прописанных в сценарии.



Вот камера снимает "из-под подбородка" - этот ракурс напоминает, например, о известных работах Родченко. Здесь он нужен для того, чтобы физически передать ощущение задранной головы и взгляда наверх.



Депрессивный пасмурный московский пейзаж. Медленно шевелится гигантское облако заводского дыма.



Машина въезжает в лужу, на следующем кадре брызги практически зальют видимость.



Знаменитая документальная сцена поэтического вечера, почти полностью вырезанная в исковерканном варианте фильма "Мне двадцать лет", в "Заставе" длится 20 минут. Двадцать! Напрашивалось ее сократить, дать каждому поэту по строфе, - зачем так транжирить экранное время. Но Хуциеву нужно полностью погрузить зрителя в эту атмосферу, он никуда не спешит.

Для меня стало открытием, что в Поэтическом вечере участвовали Светлов и Слуцкий. Во все документальные фильмы пихают отрывки из "Заставы" с Вознесенским-Евтушенко-Ахмадулиной (к слову, читавшими очень плохие, хотя искренние стихи), а ведь их мы еще можем посмотреть на других записях, в отличие от поэтов старшего поколения. Мне было очень интересно посмотреть на живых Светлова и Слуцкого, послушать, как они читают.





После слишком одухотворенных лиц и слов, нужна перебивка, иначе станет слишком. И на сцене появляется дурак.



Сцена, когда танцующая пара кружится со свечами чуть разбавлена тем, что от этих свечей прикуривают. Иначе будет слишком красиво. А вот нужно показать, как герой смотрит на девушку в переполненном автобусе. Камеру постоянно закрывают руки и тела, изредка открывается лицо. То же самое - пейзаж Москвы с казалось бы неудачного ракурса, прямо перед едущими машинами, дает впечатление естественности.






Конечно, этот прием первым придумал не Хуциев. Но выбор арсенала очень характеризует художника. Приемы - не оригинальничание и не самоцель, все они применяются очень к месту и мастерски используются для создания необходимой атмосферы.

Это перекрытие обзора телами эпизодических персонажей сразу вызвало у меня ассоциации со сценой из "Двадцать дней без войны" Германа, когда герой Никулина стоит в тамбуре. Вообще, когда смотришь "Заставу Ильича", возникает ощущение, что отсылки к этому фильму идут в огромном количестве знаковых лент, которые сняты позднее. Вероятно, не везде эта связь на самом деле есть, тем более осознанная. И тем не менее...

Стихи за кадром и телефонный разговор с матерью, когда слышны только голоса, а камера показывает другое - "Зеркало".
Сцена разрушения дома, само название фильма; фильм, как выражение любви к Москве шестидесятых, цитирование Пушкина, Окуджава - "Покровские ворота".
Две фигуры под окном, просящие в долг - "Афоня".
Список можно продолжить.

Нет, нигде ничего не повторяется и это сходство не бросается в глаза. Но ощущение сильной завязки последующего хорошего советского кино на этот фильм, - возникает. Конечно, в фильме не все идеально. Например, сама тема воинского дозора мне кажется прямолинейной, неудачной. Но впечатления это нисколько не портит.

Если брать уже не видеоряд, а элементы сюжета, в фильме подкупает небанальность и отсутствие простых ответов.


Линия, где герой Губенко ссорится с друзьями, - кто тут прав? Надо ли что-то делать в связи с наличием стукачей или не принимать это близко к сердцу, потому что сволочи были, есть и будут? Нет универсального ответа.

Или крайне неприятный разговор героя с отцом Анны. Можно сказать, что он - сталинист, "ретроград", знающий ответы на все вопросы и вещающий газетными штампами, но такой ли это примитивный человек, так ли он во всем неправ? Или все же неправ? Его заключительные слова "как-нибудь я докажу вам противоположную точку зрения" подчеркивают эту неопределенность. Есть за, есть против, обе точки зрения имеют убедительные аргументы. Искать твой личный ответ - только тебе.



Даже, казалось бы, понятные расстановки акцентов в сцене с участием Тарковского не так уж однозначны. Вроде бы все ясно - гаер, смеется над тем, над чем смеяться нельзя. Но посмотреть с другой стороны - герой Валентина Попова пришел в чужую компанию, вместо того, чтобы веселиться, помрачнел, портит всем настроение, смотрит волком, произносит какие-то высокопарные тосты за картошку... раздражает... Не поддеть ли его?



И другая - удивительная сцена для советского фильма. Герой Валентина Попова, уже влюбленный в героиню Вертинской, знакомится с другой девушкой, просыпается утром в ее комнате, курит у окна... Диалог:

- Ты меня, наверное, не уважаешь?
- Зачем ты так?
- Я сегодня не работаю. Целый день дома. Позвони, а? Может, вечером пойдем куда-нибудь, в кино.
- Не знаю. Мне надо идти.
- Погоди, кажется, кто-то... Теперь можно. Только тихо, осторожней.

Безуспешно стараясь не попасться на глаза ее соседям по коммуналке, он выходит из дома, звонит матери, врет, что "задержался у одного парня". Почему эту сцену не вырезали, почему подобная аморалка осталась даже в цензурированном варианте?



Также замечательно отсутствие у большинства эпизодов завершенности, по крайней мере в пределах фильма. Было бы естественным показать начало романа героя Губенко и кондукторши с яблоками, но все заканчивается ничем. Имело ли продолжение его противостояние с вербовавшим его мерзавцем? Мы не знаем. Нашел ли герой Любшина способ уладить семейные конфликты? Мы не знаем. Да и ключевой эпизод встречи героя Попова с убитым отцом, несмотря на свою, может быть, излишнюю пафосность и прямолинейность, сделан ради фразы: "Тебе сколько лет?" - "Двадцать три". - "А мне двадцать один".

Нет дяди, подсказывающего верное решение. Для героя на эту роль не подходит даже собственный отец. Зрителю ничего не отвечает режиссер фильма.



Виктор Некрасов написал «Я бесконечно благодарен Хуциеву и Шпаликову, что они не выволокли за седеющие усы на экран все понимающего, на все имеющего четкий, ясный ответ старого рабочего. Появись он со своими поучительными словами — и картина погибла бы».

"Застава Ильича" - необыкновенно честная картина для советского кино. Наверное, поэтому она не выглядит устаревшей - и даже эпизоды вроде праздничной демонстрации и символической смены караула у Мавзолея ее не портят. Да, Герман зашел гораздо дальше по пути реализма, Тарковский - дальше по пути поэтического и философского кино. Но это было уже потом.

----

Вот я и похвалил талантливого автора. Между прочим, Марлену Хуциеву меньше чем через месяц должно стукнуть 87 лет.

Напоследок еще несколько кадров.

Андрей Тарковский и Светлана Светличная. Это единственная актерская работа Тарковского, за исключением двух его студенческих короткометражек. Светличная необыкновенно красива.



Камео Геннадия Шпаликова. Он выглядывает из-за плеча Марианны Вертинской.



И несколько кадров, которые прекрасны сами по себе.









Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Михаил Моисеевич всю трудовую жизнь проработал доцентом на кафедре физики Егупецкого педагогического института. Мечтал стал заведующим кафедрой, но антисемиты помешали — вместо него назначили Богдана Степановича. «Пойми, Михаил», — сказал ему тогда ректор. «У нас Егупец, а не Иерусалим, ...
І так... в ефірі щотижнева рубрика, де ви можете похвалитись одержаною поштою за тиждень і просто поговорити :) ...
Новые для меня ракурсы Москвы, снятые с крыши одного из зданий в начале Неглинной улицы.  Кремль, Исторический музей, и Храм Христа спасителя в промежутке между бывшей гостигницей Москва и тем же Кремлем Вид на Апполона Большого Театра Известный нам ссо сторублевой ккупюря ...
И убивают дебильными инструкциями.После обследования щитовидка на УЗИ, мою жену отправили на консультацию к эндокринологу.Но , как всегда, когда руководителями становятся поставленные Путиным некомпетентные кадры,то получается какая-то хрень. Я думал, что имея все необходимые ...
Позвонил знакомый, рассказал историю: они два года жили вместе с парнем, одному 28 лет, второму 23, ну в отношениях проблема на проблеме сидит, ну и в итоге вчера младший куда-то ушел, забрал все! Совсем все, начиная от джинсов и постельного белья, и ...