Защита рубля
fritzmorgen — 18.09.2014Если курс национальной валюты слишком низкий, население страдает от инфляции. Если курс слишком высокий, национальная экономика становится неконкурентоспособной на мировом рынке, а внутренний рынок заполняет дешевый импорт. Баланс найти сложно, достичь этого баланса с минимальными затратами — ещё сложнее. Как говорил Парацельс, «Все есть яд и все есть лекарство, то и другое определяет доза».
Отвечает за регулировку валютного курса Центральный Банк. Одно из любимых развлечений либеральных журналистов, представителей бизнес сообщества и патриотически настроенных граждан — корить ЦБ за нежелание активно вмешиваться в ситуацию на валютном рынке. Действительно, несмотря на падающий курс, ЦБ по собственному признанию, не проводит интервенции на валютном рынке. В чем причина?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять конъюнктуру ситуации на валютном рынке. США ударили нему санкциями в один из чувствительных моментов: в сентябре у российских компаний пик выплат по внешним долгам, и именно в этот момент американцы серьёзно усложнили нашим компаниям доступ к кредитам.
Возможности перекредитоваться нет ни у самих компаний (с ними не хотят работать европейские и американские банки из-за геополитических рисков), ни у банков, которые их обслуживают — топовые российские банки или находятся под санкциями или тоже испытывают проблемы с получением кредитов у иностранных партнеров.
В результате долларов на всех не хватает и курс рубля падает — так как компании вынуждены покупать доллары за рубли. Казалось бы, в этой ситуации ЦБ должен «залить» рынок валютой, продавая все больше долларов и евро из своих резервов, однако у этого решения есть три очевидные проблемы:
1. Если заливать рынок долларами, невозможно направить их конкретно нуждающимся компаниям. Придется под лупой проверять каждую компанию или банк: действительно ли они не могут обойтись без долларов, нет ли в их запросе простого желания получить «нахаляву» денег и слить их по хорошему курсу спекулянтам. Избежать злоупотреблений будет очень непросто.
2. У населения возникнет вполне понятный вопрос: почему за государственные деньги спасают частный сектор? Почему ЦБ должен брать на себя убытки от разницы валютных курсов? Ведь если частные компании не захотели страховать свои валютные риски - это их проблемы. Почему государство должно спасать эти компании, когда им плохо, ведь владельцы этих закредитованных бизнесов не приходят к государство с предложением поделиться деньгами, когда этим компания хорошо?
3. Сжечь часть валютных резервов на поддержание курса, который падает из-за санкций — значит, сыграть на руку Вашингтону, который именно этого и добивается. Надо понимать, что уменьшение золотовалютных резервов ослабит Россию, а частные компании снова наберут долларовых долгов при первой возможности.
Как видим, просто вливать доллары на рынок нет смысла. Тем не менее, и отпускать курс доллара в свободное плавание тоже нельзя. Поэтому Центральный Банк воспользовался передовым международным опытом: перешёл к использованию валютных свопов. У это метода есть много достоинств:
1. Он очень дешёвый по сравнению с прямыми интервенциями на валютном рынке.
2. Он мало чем поможет спекулянтам, но сильно поможет честным компаниям, которым нужно выплачивать долларовые долги.
3. Он уже доказал свою эффективность в аналогичных ситуациях.
Суть своп-сделок (валютных свопов), которые предлагает ЦБ состоит в следующем: сначала ЦБ продает валюту контрагенту, а позже (на следующий день) выкупает ее обратно. Смысл операции в том, что компания, которая входит в эту сделку, получает возможность пользоваться долларами ЦБ столько сколько ей нужно: она просто повторяет своп-сделку каждый день до тех пор пока она не сможет вернуть ЦБ полученные доллары.
Таким образом, нет необходимости рассматривать и выдавать индивидуальные кредиты каждой компании или банку (которые, кстати, могут и сами не знать, сколько валюты им потребуется) — валюта выдаётся в долг сразу всему рынку, который может немедленно закрыть «горящие» иностранные долларовые кредиты.
В очень упрощенной форме такой валютный своп можно воспринимать как кредит в долларах, который ЦБ выдает под залог рублей, которые ему дает частный банк или компания. Этот кредит на один день, но рефинансировать (продлевать) его можно снова и снова, по довольно щадящим ставкам.
Таким образом вместо паники в горящем помещении с узким выходом мы имеем спокойное, организованное движение к выходу. Вместо того, чтобы покупать доллары по «заряженному» курсу, набравшие кредитов на Западе компании имеют теперь возможность просто взять нужное количество долларов взаймы у Центрального банка. При этом особо поспекулировать на этом не получится — так как доллары будут выдаваться не просто так, а под залог рублей, примерно по рыночному курсу.
Обратите внимание: Центральный банк заявил о начале «терапии» вчера утром, и вчера же курс перестал падать. Это значит, что участники рынка одобрили предпринятые ЦБ меры и полагают, что их будет достаточно для стабилизации курса рубля.
Отмечу, что в такую ситуацию попадала не только Россия, но и другие страны. За последние годы проблема с дефицитом долларов была, например, у Бразилии и Евросоюза.
Так, во время первой волны кризиса американские банки просто отказывались рефинансировать долги европейских компаний, и Европейскому центральному банку пришлось делать то же самое, что делает сейчас российский ЦБ — с той только разницей, что у ЕЦБ не было своих долларов, и их пришлось «занимать» под залог евро у американского Федрезерва. На пике кризиса Федрезерв открывал свопы напрямую американским филиалам европейских банков.
Бразильские компании подверглись спекулятивной атаке, в которой многие увидели политический заказ недовольного независимой политикой Бразилии Вашингтона. У Бразильского ЦБ хватило своих резервов для стабилизации ситуации, и примерно за шесть месяцев применения «своповой терапии» курс бразильского реала стал значительно стабильнее. Есть все основания полагать, что эта же «своповая терапия» успокоит и российский рублевый рынок.
Я знаю, сейчас меня спросят, почему наши компании в принципе берут кредиты за рубежом, а не в России.
Отвечу так. Стратегическую проблему развития рублёвого кредитования в России никто не отменял. Однако прямо сейчас нам надо решить тактическую задачу спасения наших крупных компаний от дефолта — и валютные свопы эту узкую задачу решают.
В качестве же хорошего побочного эффекта от санкций мы получим протрезвление российских компаний, которые будут теперь куда как менее охотно брать кредиты на Западе, понимая, что их в любой момент могут попытаться этими же кредитами придушить.
PS. Проекту PolitRussia нужны авторы, сценаристы и дизайнеры. Пишите на адрес [email protected].
|
</> |