Запуск шаттла с баржи на подводных крыльях: почему амбициозный проект не был
vitas1917 — 01.02.2024Стартовая платформа, позволяющая выводить на околоземную орбиту космические корабли под названием «Альбатрос Алексеев-Сухой» создавалась с целью запуска челнока с помощью аппарата-носителя, который находился на судне с подводными крыльями. Концепция была представлена в 1974 году и включала многоразовые элементы, что демонстрировало совершенно новый подход к полетам в космос.
1. Особенности платформы
Концепт установки представили в 1974 году/ Фото: building-tech.org
На канале Hazegrayart появилась визуализация с помощью
компьютерной графики старта шаттла советских времен, который был
построен концерном «Сухой». Данная авиастроительная фирма
прославилась на весь мир высокотехнологичными реактивными
самолетами.
Также в разработке системы запуска участвовал конструктор подводных
крыльев Ростислав Алексеев, работающий руководителем
конструкторского отдела при создании аппарата под названием
«Каспийский морской монстр».
Конструктор Ростислав Алексеев/ Фото: nntu.ru
Их совместная разработка получила название «Альбатрос» с
приставкой «Алексеев-Сухой» и включала в себя трехуровневое
исполнение. Это позволяло запустить космический челнок на
околоземную орбиту без использования протяженной полосы или
обустройства большой платформы для запуска шаттлов. Каждая из
частей платформы подлежала ремонту и восстановлению для
последующего использования.
Концепт «Альбатроса» презентовали в 1974 году. Инженеры представили
массивную баржу длиной 70 метров с крыльями, которые находятся под
водой, и осадкой в 229 тонн. На борту планировали разместить
летательный аппарат «Альбатрос» с крылом в форме треугольника,
который сможет комплектоваться водородной ракетой или носителем на
жидком кислороде с генерацией тяги в 91,298 млн кН.
Вид на движение платформы «от первого лица»/ Фото: dzen.ru
Носитель будет перевозить 49-метровый шаттл Albatross Raketoplan
весом 160 тонн и длиной 49 м, содержащий собственную ракету с
помощью 320,1 млн кН. В качестве энергоносителя инженеры
планировали использовать жидкий водород, а в роли окислителя был
выбран жидкий кислород.
Согласно концепции, летательный аппарат-носитель второго уровня
сможет запускать ракеты, а также производить пополнение топливных
баков на ходу, используя запас баржи в 180 тонн. Таким образом,
баржа будет более быстрой, а сопротивление существенно снизится.
Пиковая скорость в 180 км/ч будет достигнута менее чем спустя две
минуты после старта ракет.
Старт платформы/ Фото: paluba.media
В это время аппарат сможет развить нужную силу для подъема в
воздух, а затем выведет космический корабль на значительную высоту
до отделения, после чего последний отсоединится и продолжит полет
под воздействием энергии, генерируемой ракетой. В свою очередь,
аппарат-носитель начнет снижать высоту и отправится назад на
платформу.
Ключевым преимуществом данной концепции являлась возможность
совершения космических полетов с Каспийского моря в любом
направлении, а также расширенный диапазон наклонения орбиты. А
многоразовое применение платформы существенно сокращало расходы на
космические путешествия.
2. Судьба проекта
Реализация проекта на скорости 114 км/ч оказалась неосуществимой/ Фото: building-tech.org
К сожалению, этот амбициозный проект так и не получил реальное
применение, поскольку полет с использованием подводных крыльев
оказался очень опасным на скорости от 114 км/ч.
Под воздействием низкого давления появляется риск закипания воды в
области подводных крыльев. Этот процесс даже получил научное
обозначение – кавитация. Термин объясняет появление паровых
карманов в толще воды из-за критически низкого давления над
крыльями, что способствует мощным ударным волнам и обрушению.
Такие особенности ставят под угрозу целостность судов с подводными
крыльями, что крайне нежелательно для эксплуатации дорогостоящих
ракет-носителей и шаттлов.