Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

топ 100 блогов vitas191731.01.2024
Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Был в Советском Союзе такой отличный мотоцикл - М-72. Выпускали его на нескольких заводах: на московском ММЗ, харьковском «Серп и молот», ленинградском «Красный Октябрь», киевском КМЗ. Первоначально мотоцикл использовался исключительно для нужд армии и в продажу гражданскому населению вплоть до 1950-х годов не поставлялся. И хотя это уже давно не является секретом, не каждый знает о том, что советский М-72 – это локализованный немецкий BMW R 71.

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Хороший был мотоцикл. |Фото: real-biker.ru.

Превращение неправильного капиталистического BMW R 71 в правильный коммунистический М-72 – история, достойная шпионского романа. В 1930-е годы советское руководство задумалось о необходимости создания тяжелого мотоцикла для нужд армии. Как раз в то время ряд советских специалистов проходил стажировку на предприятиях Германии, в том числе на заводах BMW, где смогли подсмотреть «всякое». В числе «всякого» оказался тяжелый армейский мотоцикл BMW R 71, который к 1940 году уже успел себя хорошо зарекомендовать в вермахте. Его-то советское руководство и решило скопировать для собственных нужд.

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Немецкий оригинал. |Фото: wikimedia.org.

Немцы, которые на тот момент уже откровенно готовились к войне с СССР, продавать завтрашнему врагу военные технологии по понятным причинам отказались. Тогда советская «контора» пошла по проверенному пути: закупили пять немецких мотоциклов BMW R 71 через подставных лиц в Швеции. Оттуда мотоциклы тайно доставили в Союз, после чего их благополучно раскрутили отвертками советские инженеры. Так появился М-72. Само собой, советский мотоцикл не был копией «немца» точь-в-точь. Ряд элементов конструкции пришлось перерабатывать с учетом возможностей отечественного производства, в частности пришлось адаптировать конструкцию по советские двигатели.

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Харлей ВЛА. |Фото: Pinterest.

Однако, здесь возникает вопрос: почему СССР не купил какой-нибудь другой мотоцикл? Например, Harley-Davidson WLA или другую модель. Что ж, конкретно армейский WLA американцы скорее всего Союзу (в тот момент) точно также не продали бы, как и немцы свой R 71. Тем более, что знаменитый WLA и вовсе появился в 1940 году и был без преувеличения новым словом в мототехнике. В лучшем случае американцы продали бы Союзу лицензию на какое-нибудь «старье», при всем уважении к американской технике. Подобная покупка сгодилась бы для начала собственного производства с перспективного дальнейшего развития технологий для гражданского рынка, но никак не для нужд армии. Союзу нужен был современный тяжелый мотоцикл здесь и сейчас.

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Немецкие мотоциклы были хороши. |Фото: carmuseum.com.

Также в выборе немецкого мотоцикла не последнюю роль могли сыграть достижения марки BMW на ниве мотоциклетного спорта и рекордов. Дело в том, что BMW начали выпускать мотоциклы только после Первой мировой войны. До этого завод делал авиационные моторы. Послевоенные санкции запретили немцам делать товары военного назначения, поэтому вчерашние авиационные инженеры стали проектировать мототехнику. И надо сказать, получилось у немцев неожиданно хорошо. С 1924 по 1929 год творения Рудольфа Шляйхера в классе мотоциклов 500-ников забрали себе едва ли не все чемпионские титулы на соревнованиях. В 1930-е годы немецкие мототехники не угомонились и продолжили ставить всевозможные рекорды, в том числе в 1937 году Эрнстом Хенне был поставлен новый рекорд скорости, который продержался в мире почти 15 лет!

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Мотоциклы постоянно ставили рекорды. ¦Фото: excellent-moto.ru.

Мотоциклы «баварцев», выскочив в 1920-е годы как черт и табакерки, неожиданно оказались не просто хороши, но и страшно перспективы. Конечно, какая-нибудь «рабочая лошадка» BMW R 71 была далеко не там спортивным красавцем-жеребцом. Однако, немецкая школа мостостроения сама по себе вызывала большое уважение, а потому вызывала неподдельный интерес. Тем более, что удачные технические решения неизбежно перекочевывали из спортивных мотоциклов и в бюджетную технику. На тот момент немцы без преувеличения смогли «задвинуть» даже ребят из Harley-Davidson несмотря на то, что последние делали мотоциклы еще со времен Первой мировой войны.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну а теперь для контраста- https://gelena-s.livejournal.com/1642963.html ,  вот ровно сколько людей переживают о том,  что они говорят раньше,  чем успевают подумать о уместности сказанного,  вот столько же,  если не больше,  молчат там,  где надо ...
Видимость или реальность? Реальность. Но лишь местами:) Вот здесь у Пармы обычно много машин, люди снуют, торговля с лотков идёт, а сегодня тишина. Либо все уже разъехались (а дело было полпятого вечера), либо отдыхают и не работают сегодня. Ещё ветер сильный. Видно как деревья качаются. ...
Попытка рэпера Потапа потоптаться на могиле умершей вчера актрисы Насти Заворотнюк неожиданно для него самого закончилась плачевно. Рэпер подписал некий контракт с теробороной, но почему-то находящийся далеко от линии фронта, получил в лицо сразу и от украинцев,и от русских, оправданные ...
Никогда не задумывались том, как действуют популярные шампуни, в названии которых есть словосочетание «от перхоти» и почему многие сейчас утверждают, что они — сплошная ...
jlian59 все записи автора К глубокому сожалению с приходом Николая Бороновского,проект "Дом-2" показал,что вынужден брать уже и дебилов в программу..Можно было ещё и простить приход разных качков с бице ...