Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

топ 100 блогов vitas191731.01.2024
Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Был в Советском Союзе такой отличный мотоцикл - М-72. Выпускали его на нескольких заводах: на московском ММЗ, харьковском «Серп и молот», ленинградском «Красный Октябрь», киевском КМЗ. Первоначально мотоцикл использовался исключительно для нужд армии и в продажу гражданскому населению вплоть до 1950-х годов не поставлялся. И хотя это уже давно не является секретом, не каждый знает о том, что советский М-72 – это локализованный немецкий BMW R 71.

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Хороший был мотоцикл. |Фото: real-biker.ru.

Превращение неправильного капиталистического BMW R 71 в правильный коммунистический М-72 – история, достойная шпионского романа. В 1930-е годы советское руководство задумалось о необходимости создания тяжелого мотоцикла для нужд армии. Как раз в то время ряд советских специалистов проходил стажировку на предприятиях Германии, в том числе на заводах BMW, где смогли подсмотреть «всякое». В числе «всякого» оказался тяжелый армейский мотоцикл BMW R 71, который к 1940 году уже успел себя хорошо зарекомендовать в вермахте. Его-то советское руководство и решило скопировать для собственных нужд.

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Немецкий оригинал. |Фото: wikimedia.org.

Немцы, которые на тот момент уже откровенно готовились к войне с СССР, продавать завтрашнему врагу военные технологии по понятным причинам отказались. Тогда советская «контора» пошла по проверенному пути: закупили пять немецких мотоциклов BMW R 71 через подставных лиц в Швеции. Оттуда мотоциклы тайно доставили в Союз, после чего их благополучно раскрутили отвертками советские инженеры. Так появился М-72. Само собой, советский мотоцикл не был копией «немца» точь-в-точь. Ряд элементов конструкции пришлось перерабатывать с учетом возможностей отечественного производства, в частности пришлось адаптировать конструкцию по советские двигатели.

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Харлей ВЛА. |Фото: Pinterest.

Однако, здесь возникает вопрос: почему СССР не купил какой-нибудь другой мотоцикл? Например, Harley-Davidson WLA или другую модель. Что ж, конкретно армейский WLA американцы скорее всего Союзу (в тот момент) точно также не продали бы, как и немцы свой R 71. Тем более, что знаменитый WLA и вовсе появился в 1940 году и был без преувеличения новым словом в мототехнике. В лучшем случае американцы продали бы Союзу лицензию на какое-нибудь «старье», при всем уважении к американской технике. Подобная покупка сгодилась бы для начала собственного производства с перспективного дальнейшего развития технологий для гражданского рынка, но никак не для нужд армии. Союзу нужен был современный тяжелый мотоцикл здесь и сейчас.

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Немецкие мотоциклы были хороши. |Фото: carmuseum.com.

Также в выборе немецкого мотоцикла не последнюю роль могли сыграть достижения марки BMW на ниве мотоциклетного спорта и рекордов. Дело в том, что BMW начали выпускать мотоциклы только после Первой мировой войны. До этого завод делал авиационные моторы. Послевоенные санкции запретили немцам делать товары военного назначения, поэтому вчерашние авиационные инженеры стали проектировать мототехнику. И надо сказать, получилось у немцев неожиданно хорошо. С 1924 по 1929 год творения Рудольфа Шляйхера в классе мотоциклов 500-ников забрали себе едва ли не все чемпионские титулы на соревнованиях. В 1930-е годы немецкие мототехники не угомонились и продолжили ставить всевозможные рекорды, в том числе в 1937 году Эрнстом Хенне был поставлен новый рекорд скорости, который продержался в мире почти 15 лет!

Почему в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ, а не американский «Харлей»

Мотоциклы постоянно ставили рекорды. ¦Фото: excellent-moto.ru.

Мотоциклы «баварцев», выскочив в 1920-е годы как черт и табакерки, неожиданно оказались не просто хороши, но и страшно перспективы. Конечно, какая-нибудь «рабочая лошадка» BMW R 71 была далеко не там спортивным красавцем-жеребцом. Однако, немецкая школа мостостроения сама по себе вызывала большое уважение, а потому вызывала неподдельный интерес. Тем более, что удачные технические решения неизбежно перекочевывали из спортивных мотоциклов и в бюджетную технику. На тот момент немцы без преувеличения смогли «задвинуть» даже ребят из Harley-Davidson несмотря на то, что последние делали мотоциклы еще со времен Первой мировой войны.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И, конечно, Кот! Я должна показать Вам огромного Кота. Глаза янтарные Шкурка пушная Кругом дичь и папарацци Хвост, как одеяло В такой шубе комфортней всего на балконе И какая разница, какой ...
Нижний Новгород, 8 мая 2011. ...
Я говорил, что зря. Очень зря. Взорвали Захарченко. Для начала, кое-кто обиделся. Ну, не любит он, когда фигачат наглухо того, кого он в команду взял. Путь и на отдалённую орбиту. Обиделся, значит, и кое-кого некоторых огорчил. Огорчённые некоторые кое-кто, солидно скрывая радостное ...
Хорошо, что ЖЖ напомнил о постах, которые я публиковал в этот день. Просматривая, обнаружил, что сегодня Международный день объятий. Поэтому публикую новый стишок и еще пару, которые написал в этот день, но в другие годы. В Международный день объятий Обняться с близкими успейте, ...
Я родилась долгожданным любимым ребенком.Если это правда, то, что обо мне рассказывали мои родители, я им сочувствую....  Мое рождение произошло в срок. Папа, как исправный родитель, навещал маму, носил гостинцы. По истечении положенного ...