Запуск Falcon Heavy мирового масштаба. Филипп Терехов отвечает на вопросы
lj_telegram — 07.02.2018Проснулись ли мы в новом мире, какие перемены ждут космическую отрасль и зачем в космосе Tesla — мнение lozga
— Что изменил этот запуск?
— Для рынка пусковых услуг главное изменение заключается в том, что у SpaceX появилась возможность запускать тяжелые полезные нагрузки по очень конкурентоспособной цене. В послеполетных интервью Маск уже назвал цену пуска Falcon Heavy в $90 миллионов, всего в полтора раза больше цены $62 миллиона Falcon 9 и при этом ниже $110 миллионов самой дешёвой версии Atlas V (которая по грузоподъёмности сравнима с Falcon 9) от United Launch Alliance. Собственно говоря, на американском рынке ULA придётся очень сложно — Delta IV Heavy слишком дорогая для того, чтобы конкурировать с Falcon Heavy. Конкуренты уже вынуждены разрабатывать новые, более дешёвые ракеты — Vulcan (ULA, США) и Ariane 6 (Arianespace, Европа), успех Falcon Heavy с первой попытки вынудит их двигаться ещё быстрее. Также SpaceX получила возможность запускать на геостационарную орбиту по несколько спутников за один раз и выводить тяжёлые полезные нагрузки на низкую орбиту.
С точки зрения космонавтики в целом, появился шанс на рост массы полезной нагрузки. Дело в том, что существует замкнутый круг: нет тяжёлых ракет — нет тяжёлых спутников и орбитальных станций, нет тяжёлых спутников — не нужны тяжёлые ракеты. А семейство Falcon получается универсальным (здесь подробнее, почему это очень хорошо), оно может маневрировать соотношением средних/тяжёлых ракет в зависимости от потребностей рынка. Также Falcon Heavy готовит спрос для тяжёлой BFR, которая наверняка появится позже, чем сегодняшние обещания Маска в 3-4 года, но уже не будет иметь легкой/средней версий. Но нельзя утверждать, что вероятность такого развития событий стопроцентна — сейчас, например, наблюдается спад в количестве заказов на геостационарные спутники.
В то же время я бы поостерёгся от построений в стиле «сегодня мы проснулись в новом мире». В действительно новом мире человечество просыпалось, когда запустили первый спутник, совершил свой полет Гагарин, когда 530 миллионов человек смотрели трансляцию первой высадки на Луну. Новая, пусть и отличная ракета — это один из множества шагов по извилистой и тернистой дороге прогресса.
— Почему всё пошло так, как пошло?
— Если бы я заключал пари, то поставил бы на перенос пуска — новая техника часто преподносит неприятные сюрпризы. И тут SpaceX повезло — у них получилось стартовать с первого раза, пока внимание зрителей максимально. Потеря центрального блока, по имеющейся информации, произошла по легко устранимой причине — закончилось пусковое топливо для зажигания двигателей, исправление не займет много времени. Третья ступень успешно «помариновалась» в радиационных поясах, показала устойчивость электроники и вышла на орбиту вокруг Солнца с апоцентром (самой дальней точкой) в районе пояса астероидов, дальше, чем планировалось. Так что в целом пуск получился крайне успешным.
— Как изменится отношение к Маску?
— Психология человека такова, что он быстро привыкает ко всему. Ажиотаж от первых успешных посадок первых ступеней Falcon 9 быстро спал, и это стало восприниматься рутиной. Здесь будет то же самое — трансляцию первого пуска Falcon Heavy смотрели миллионы, в 2018 году запланированы еще два запуска, за ними уже будет наблюдать на порядок меньшее количество людей. Так что я сомневаюсь, что отношение к Маску очень сильно изменится. Легионы фанатов и хейтеров у него уже есть, первые не вберут в себя всё человечество, а вторые не исчезнут.
— Зачем он запустил Tesla?
— Чтобы сейчас все лайкали и репостили картинки, фотожабы и мемы манекена в скафандре, сидящего в машине, с Землёй на заднем плане :) И здесь, с точки зрения пиара, запуск тоже был полным успехом — весь мир обсуждает машину, вспоминает цитаты из «Автостопом по галактике», пластинку с «Основанием» Азимова и тому подобное. С точки зрения пользы и научного интереса логичнее было бы запустить б/у Dragon (его не жалко) с научными приборами, потренироваться поддерживать связь на межпланетных расстояниях (Маск ведь собирается на Марс?), посмотреть, как будет деградировать и ломаться со временем оборудование. В то же время нет смысла возмущаться, что вместо этого выбрали карнавал — это интереснее, чем металлические болванки, с которыми ракеты часто стартуют в первый раз.
— Такого отношения к космосу ещё ни у кого не было — это, по вашему мнению, хорошо или плохо? Что думаете по поводу популяризации на грани китча?
— Позволю себе напомнить, как в 2013 году Роскосмос обклеивал декоративной плёнкой ракету «Союз», а космонавты в открытом космосе махали факелом Олимпийских игр. В космосе бывало разное — сувениры, реклама, контрабанда. Китч в виде машины будет рекордом по массе и дальности выведения бессмысленного груза, но, пока это не приносит вреда, не вижу резонов негодовать.
Редакция ЖЖ благодарит Филиппа за профессионализм, оперативность, образцовое дежурство и ждёт продолжения!