Софья Багдасарова об искусстве, походах в музей с малышами и шоколадом, AC/DC и
lj_telegram — 15.01.2018Начался новый год и начались новые дежурства. И начать мы решили с самого успешного блога 2017 года, новой звезды ЖЖ и лауреата премии Neforum Awards — Софьи Багдасаровой shakko_kitsune.
Блог «шкодливого историка искусства» shakko_kitsune, как называет себя сама Софья, в представлении не нуждается! Мы весь год зачитывались ее постами о том, почему Шилов плохой художник и почему Брюллов хороший, пытались отгадывать ее загадки про «ненастоящего усатого сына великого давателя фамилии лошади» и рассматривали самые известные картины про море.
Софья из тех людей, что меняют собой ландшафт. Кто бы мог сказать, что искусство станет главной из главных тем ЖЖ в 2017 году?! Мы даже специально придумали категорию на главной странице ЖЖ — Арт. В этой категории и будет дежурить shakko_kitsune, ну а мы с мы с вами будем этим наслаждаться.
Традиционно перед началом дежурства мы попросили Софью немного рассказать о себе и задали ей несколько вопросов:
Софья Багдасарова, shakko_kitsune — журналист, искусствовед. Более десяти лет пишу в различные российские издания про культуру, историю и изобразительное искусство. Страдаю ультрафиолетовым чувством юмора, которое накладывает явный отпечаток на то, что я пишу у себя в блоге про искусство, особенно в рубрике «омерзительное искусствоведение».
Любимая книга про искусство — «Имя розы», потому что она добрая. Любимая музыка — AC/DC.
Любимая строчка в меню — там, где про темное пиво.
И пожалуйста, не судите об искусствоведах по последней книге Пелевина!
— Нас очень восхищает ваша продуктивность! Вы публикуете посты каждый день! Иногда по несколько постов. Как вы организуете свою блогерскую деятельность? Как долго готовите посты?
— Обычно я готовлю материалы в выходные на неделю вперед, но иногда накатывает вдохновение и сильные эмоции (например, гнев) при виде какого-нибудь современного «шедевра» искусства, и тогда я пишу экспромтом, иногда засиживаясь в рабочий день за полночь.
Кстати, именно такие, полные чувств тексты и оказываются особенно интересны людям...
Если честно, моя продуктивность — не так уж и велика, как кажется, ведь я выкладываю в блог и уже готовые тексты — свои старые журналистские статьи, либо ссылки на те, которые я пишу по работе.
— Как ходят в музеи искусствоведы? Ваш поход в музей чем-то отличается от того как ходят в музеи простые смертные? Можете дать какой-то совет читателям: как качественно проводить время в музее?
— Разумеется, профессиональная деформация очень сильно влияет на способ восприятия. Из забавного: испытываю глубокий душевный дискомфорт, если ради посещения надо отстоять очередь и купить билет за деньги, ведь я привыкла ходить на вернисажи по приглашениям за день до официального открытия выставок. А общие советы о качественном посещении — просты: удобная обувь, шоколадка или орехи про запас (чтобы подкрепиться, когда устанешь). Ой, и путеводитель хороший, разумеется, чуть не забыла.
— Вы путешествуете специально, чтобы посмотреть какую-то выставку или музей?
— Ради отдельных выставок не приходилось путешествовать, только больших фестивалей. А большое количество хороших музеев, безусловно, влияет на мой выбор европейской страны для отдыха. Но особенное удовольствие —найти любопытный, пускай и маленький музей, в каком-нибудь курортном месте с пляжами, и отыскать там что-нибудь необыкновенное.
— Есть у вас любимый музей?
— Мне всегда нравится приходить в Главное здание Пушкинского музея, там отдыхаешь душой.
Это ощущение из детства — поэтому я и считаю, что маленьких детей надо водить в музеи, хоть они ничего не понимают пока. Зато они проникаются атмосферой, и в голове у них закрепляются положительные ассоциации, про то, как хорошо когда-то проводил тут время с родителями.
А из частных музеев мне сейчас полюбился московский Музей русского импрессионизма, там все очень дружелюбные и здорово все организовано.
— Сейчас в тренде споры про СССР: были помидоры — не было помидор, Приключения Петрова и Васечкина — хороший фильм или плохой. А советское искусство оно какое? Каким оно было бы, не будь железного занавеса, ограничений свободы слова, репрессий? Было бы оно другим?
— В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в частности, разогнал все существовавшие художественные группировки.
Таким образом был положен официальный капут советскому авангарду — и мы сразу утратили передовое место в мировом искусстве.
Все нефигуративное, абстрактное — ушло в подполье на долгие десятилетия. А зрителя никто не учил его воспринимать. Поэтому и сейчас мы имеем в России такое «отсталое» отношение к искусству, давно ставшему на Западе классикой.
— Давайте про современное искусство, вот эти инсталляции мультимедийные, например, вот это всё — оно будет кому-то интересно через сто лет?
— Опыт показывает, что инсталляции столетней давности сейчас дико интересны. Правда, некоторые из них - не художественной ценностью, а исторической, социальной. Посмотрите на «летатлин» — модель летательного аппарата 1920-х годов, который многие десятилетия пылился в Центральном музее ВВС, как вполне себе технический предмет истории. И только что его передали в Третьяковку как уникальный предмет искусства авангарда. Наверняка, и через сто лет то, что делается сегодня, будет любопытно — только нам не угадать, с какого ракурса.
— Может ли искусствовед определить, что из современного искусство — мода, а что станет вечной ценностью? Если ли, вообще, у наших современников шанс на вечность?
— У искусствоведов есть разные специализации, как например, у филологов - кто-то занимается итальянским ренессансом, кто-то русской иконописью, кто-то контемпорари-артом. И разные искусствоведы могут судить о современном искусстве с различной степенью компетенции.
Но чтобы угадать, что именно станет "вечной ценностью" надо еще и иметь особенное чутье. А также и репутацию, чтобы твой выбор, собственно, и повлиял на рост репутации обсуждаемого экспоната.
Редакция ЖЖ с нетерпением ждет начала дежурства Софьи и желает ей удачи!
|
</> |