Запрет электричества. Взгляд по верхам.

топ 100 блогов ru_judaica08.07.2010 Запрет электричества.

1. Первым всегда идет Хазон Иш (Орах хаим, 50:9), не потому что он первый по времени, а потому что потому. Утверждается, что включая электричество мы производим работы «строительство», а выключая «разрушение». Главно соображение: замыкая цепь мы делаем вещь тем, чем она не была до сих пор. До сих пор это была безжизненная железка, а теперь, вот, например весело урчащий холодильник.

Здесь два базовых объяснения, что Хазон Иш имеет в виду. Одно принадлежит р Грайнеману, и вкратце сводится к тому, что включать и выключать электрическую цепь это все равно что строить, скажем водопровод из готовых труб. Вообще-то из такого объяснения следует, что если стоят последовательно два выключателя, то включив первый, но не включив второй человек уже нарушил «строительство». Скажем, это никому не нравится, и р. Вальденберг открыто пишет, что такое понимание Хазон Иш – просто чистая ошибка. Да и сам р. Грайнеман несколько поправил свою точку зрения в пользу второго объяснения.

Второе объяснение Хазон Иш приводит р. Вальденберг, причем ссылается на прямое письмо Хазон Иша (Циц Элиэзер 3:16:8:5): до сих пор была мертвая железка, а теперь мы вдохнули в нее жизнь. При этом из всех объяснений явствует следующее: интерес представляет именно включатель. Это дверь существует, чтобы открываться и закрываться. А чтобы вентилятор крутился – так это только когда его включили. А значит, включив его, мы его построили. Собственно здесь можно было бы заменить «строительство» на «удар молоток».

Р. Ойербах (Минхат Шломо 1:11; «Сборник статей по вопросу электричества в Субботу»), довольно четко замечает, что «включатель» - он же на самом деле в той же степени «выключатель» и щелкать этой штукой это способ пользования вещью, а никак не ее строительство. И в конце концов, это ничем не отличается от литья воды на мельницу, в которой ничего не мелется и дуть на вертушку, которая вообще ничего не делает.

2. Вторым приводится мнение р. Ицхак Шмелке (Бейт Ицхак, Йорэ Дэа, примечания 31). «Замыкая электрическую цепь мы порождаем электрическую силу», которой там до сих пор не было. Т.е. запрет «нолад». Вообще-то, запрет «нолад» уже де-рабонан. Надо сказать, что мнение симпатичное, и он проводит его достаточно последовательно, например, когда запрещает в Субботу делать содовую воду. Только не ту, что мы делаем с помощью газовых баллончиков, а из моего детства: покупается порошок, заливается водой и все это пузыриться, вкус дается и т.д. Так вот он собственно запрещает сознательно проведение всяческих химических реакций в Субботу, когда в итоге появляется то, чего не было в исходных веществах: пузырьков не было ни в порошке, ни в воде, а теперь я их понаделал. Недостатком мнения будет, во первых: тогда выключать можно! Второе опять таки возражение р. Ойрбаха: после нажима на включатель это электричество туда прибежало, а не породилось из чего-то такого!

3. На сейчас любимое, а потому пока последнее: мнение самого р. Ойербаха: ничего такого не запрещено. Запрещено может действие электричества: зажигание лапочки (неважно, как зажигание или варка), варка, если мы включаем электрочайник и т.д. и т.п. А вот т.к. вертеться вентилятором никто не запрещает, то включение вентилятора должно разрешить. Но! Нам только не хватает объяснять простым людям, чем электрический свет стиральная машина отличается от вентилятора. Да и вообще – не субботнее это дело якшаться с электричеством.

Махон Цомет, конечно всегда считается с соображениями р. Ойрбаха в части – запрещенные действия и электричество запрещенные. Но при этом Махон Цомет всегда закладывается на мнение р Ицхака Шмелке, и запрещает включать от нуля и выключать до нуля. Но если там какое-то электричество есть, то никакого «нолад» нет, и дальше можно разрешать. Разумеется, при необходимости, потому как опять р. Ойрбах: «не субботнее это дело». Теперь, скажем слуховой аппарат в Субботу нельзя включать и выключать, но можно смело регулировать звук. И т.д. и т.п. У меня такое подозрение, что Махон Цомет так же закладывается на мнение Хазон Иш, но тут ему и писать ничего не надо: если цепь всегда замкнута, и прибор полуживой, а только сладко спит, то где ж тут «строительство», бишь оживления мертвой железяки!

Вот в таком пока аксепте.

кроссспост в Запрет электричества. Взгляд по верхам. [info]ru_judaizm 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Любознательные читатели в предыдущем посте подсказали новую тему. Оказывается, есть еще много заблуждающихся, которые до сих пор не поняли, где уместно ВЫ с большой буквы. Давайте уже расставим все точки над I. Повторенье - мать ученья! Слово ГРАМОТЕ.РУ Местоимения Вы, Ваш ...
О, первое, что мне хотелось узнать, приехав в Крым, как изменились цены в новых условиях. Почему я говорю про новые условия? Суть в том, что в 2022 году в Крыму провалился сезон. Туристов было 30% от прежнего объема. Мне было интересно, как поступят крымчане, начнут ли они ...
Подтверждая условия Андрусовского перемирия 1667 года, Русско-Польский мир 1686 года НАВЕЧНО закрепил за Россией всю левобережную украину Польского государства. И Смоленск, кстати, тоже ... ...
Благо тема не тонет утихает, хочу заявить свое категоричное мяу :) Проекты и конкурсы сами по себе - не хороши и не плохи, как не хорош и не плох, например, цикл романов по одному миру, фанфик или аванс под серию книг. Это инструменты, одни из великого множества литературных ...
1814 год. Русская армия в Париже. Поручик гусарского полка мирно обедает в одном парижском ресторане. Там же, за другим столом сидят французские кавалеристы. Разумеется, через некоторое время начинается пикировка. Слово за слово, оскорбление на оскорбление. Гусар вызывает противника ...