Про конкурсы и проекты
nikab — 06.04.2017 Благо тема неПроекты и конкурсы сами по себе - не хороши и не плохи, как не хорош и не плох, например, цикл романов по одному миру, фанфик или аванс под серию книг. Это инструменты, одни из великого множества литературных инструментов, могущих помочь молодому автору приподняться, обзавестись связями, первыми публикациями, уверенностью в себе, а то и довольно приличными (о, времена!) деньгами. _Инструменты_ подчеркиваю. Не цель и тем паче не самоцель.
С конкурсов начинали и конкурсами жили вполне уважаемые авторы. Вспомните хотя бы биографию Джека Лондона и его описание Мартина Идена, и Хайнлайна, который написал один из первых рассказов именно на конкурс... правда отправил его в совершенно другой журнал и тут же напечатал :)
В проектах отмечались тоже не последние имена в фантастике. Возьмите хотя бы Конаниану: http://bibliography.ufacom.ru/cycles/Konan.html Причем для молодого Роберта Джордана именно Конаниана стала школой литературной жизни, выдвинувшей его впоследствии в первые ряды фантастов.
Рассказы и повести на заданную тему - "рождественские", "пасхальные" и т.д. давали приятный кусочек масла на хлеб многим писателям, от Диккенса и ОГенри до Куприна. Соглашались многие - выгодно, приятно, несложно. И тексты порой получались незаурядными - вспомните хотя бы "Тапера" или "Дары Волхвов".
Где же подвох, спросите вы, почему такая печалька произошла с авторами "Цветной волны"? ИМХО причин тому несколько. Внешние очевидны. Политика массового книгоиздательства, требующая "больше тиража богу тиража", продающая, пропагандирующая и поддерживающая одноразовую литературу, которую покупают, выбрасывают и покупают новую. Подсаженный на сеттинг или серию молодой читатель будет годами кормить издателя, книжные магазины, посредников, и даже автору что-то перепадет. А когда читатель вырастет и (возможно) поумнеет, ему на смену явится молодое, жадное до простых и задорных книг поколение. Поддержка старших товарищей и авторитетов - то, что "Цветную волну" успешно заманивают в медные трубы, и она туда сливается добровольно и с песней, было очевидно ещё к 2010 году. Пиши "Марусю", кропай в "точки" или "Метро" - и бах! тиражи! деньги! золотой Роскон! Ура, товарищи, верной дорогой идем... А куда дорога ведет, в те времена, полагаю, особо и не задумывались. Ну и да, мэтры тоже хотят получать гонорары, а кропать по дцать романов в год в серию, не все умеют. А романы "мэтр плюс вася" продаются, насколько я понимаю, неплохо, да и свежие нотки начинают играть, глядишь и читателей станет больше.
Внутренние на мой взгляд тоже явны. Во-первых авторы ходят кушать, а в проектах раньше весьма неплохо платили. Во-вторых это кабы не единственный путь к публикациям. Никто никого под дулом пистолета никуда не загонял, те, кто в проекты писать не хотел - Данихнов, например, или Скоренко (хотя он к Волне формально и не принадлежит) как писали свои сольные романы, так и пишут. Как были их книги явлениями в литературе своего поколения, так и остались - кому-то нравятся, кому-то нет, но сбрасывать их с парохода не спешат даже недоброжелатели. А остальным волей-неволей приходится искать оправдания - почему не пишутся собственные романы, почему вместо "плевка в вечность" тратишь дар на одноразовые покеты. Даже прекрасно написанные, сработанные со всем блеском, талантом и мастерством, проектные романы остаются однодневками, исчезающими в Лету вместе с серией. Читателю зачастую плевать, насколько виртуозно автор пишет, сколько изящных аллюзий и тонких мыслей вложил в текст - был бы экшен, секс, кровь-кишки, любимый сеттинг и любимые герои. Ессно приходится убеждать и себя и товарищей, что наше дело правое, мы победим. Да-с...
Иллюзия, прозвучавшая на дискуссии о проектах и конкурсах "Вот я сейчас напишу много проектных романов, а потом бах! и создам нетленку, и ещё и ещё, а читателей у меня уже воз и маленькая тележка" - иллюзия, увы. Один из важнейших инструментов автора - его репутация. У каждого формируется его собственный круг читателей, поклонников, а то и фанатов. И все известные авторы хорошо знают - стоит на пару шагов отклониться от канона и читатель возопит, а после второй нестандартной книжки начнет разбегаться куда подальше и придется приложить немало труда, чтобы собрать новую, внимательную и заинтересованную аудиторию. У проектного автора может быть огромное число читателей - но они ждут новых книг из старого сеттинга! Стоит сменить тематику, как просядут тиражи - и все, проходит слава земная.
Впрочем, и обратная позиция "я напишу в стол десять гениальных романов, а потом бах! выложу их издателю и меня все оценят!" - тоже иллюзия, особенно если автор молод. Без обратной связи, без работы с читателями он рискует закиснуть в собственном соку, вложить в текст прямо или косвенно свои завышенные ожидания, разочарование, жажду славы, признания, читательской любви - и текст этого не простит. Писать в стол естественно можно, а иногда и нужно - но для этого надлежит полностью отдать себя книге, не думая о сиюминутном. Как Толкиен отдавал себя Сильмариллиону и Властелину Колец, как Булгаков писал Мастера и Маргариту - зрелые плоды больших душ и огромного писательского труда.
Что же делать? В общем ИМХО ничего особенного. Просто быть честным самому с собой. Отвечать себе на вопросы "зачем пишешь, что хочешь сказать миру и людям, чего на самом деле ждешь, о чем мечтаешь". И действовать сообразно своим целям. ИМХО же нет ничего зазорного в том, чтобы быть успешным и популярным проектным автором, ромфантиком или фанфикером. Писать то, что хочешь, можешь и умеешь, радовать читателей и снимать вкусные сливки со своей популярности. Или годами шлифовать штучные романы, отдавать их малотиражным издателям и радовать узкий круг своих. Или годами шлифовать свои идеи ради самой идеи - может и выстрелить, многие молодые авторы (по крайней мере за рубежом) обретали ошеломительный успех с первой книги, написанной в нужное время и в нужном месте. Или баловаться конкурсами, получать удовольствие от задорной толкотни боками и веселой перебранки. Или решить, что в литературе сейчас слишком тесно и накурено, пахнет сомнительно и ловить нечего. Благо на фантастике свет клином не сошелся, смежных дисциплин полно и талантливый, работоспособный писатель всегда найдет куда себя применить.
Просто быть честным. А время покажет, кто чего стоил на самом деле. И Господь разберет своих.
|
</> |