Запоздалый наезд на Аватар
andrew_a_ — 13.03.2010Фантастика это далеко не всегда враньё, довольно часто там попадаются хорошие и правильные идеи и мысли. Иногда она похожа на параболу, с помощью которой автор оттачивает и проясняет хорошую и правильную идею. По-моему, фантастика для этого и есть. Я люблю фантастику с детства. А теперь я немного поругаю кино "Аватар".
"Аватар" - враньё с большой буквы, и разочарование от осознания этого факта испортило мне всё удовольствие от просмотра гениальной компьютерной красоты. Выйдя из кинотеатра, первое, что я сказал Лене было что-то вроде "Вот это да! Вот как теперь продают либерализм!" Да, я человек "испорченный религией и политикой", съехавший не только своей крышей, но и со своей прекрасной родины, но политику и религию я в фильмах специально не ищу. Здесь-же масштабы грандиозны - миллионы людей по свету кушают это зрелище с понятным мне восхищением, но не задавая никаких вопросов. Поэтому пройти мимо этого события у меня не получилось.
В современной обамовской Америке война двух идеологий - консерватизма и либерализма обострилась как никогда. "Левая" религия на волне успеха последних президентских выборов старается вытеснить или победить традиционную "правую" изо всех сил, и карйне "левый" Голливуд в этой войне, если не главное оружие, то, несомненно, одно из главных. А коммерческий гений Джеймс Камерон, как я понял после Аватара, один из голливудских либералов. Оглядываясь назад на его фильмы разных лет("Чужие", "Бездна") нельзя не заметить, что всё зло в них исходит от плохих корпораций, готовых ради наживы чем только не пожертвовать, какие только пакости не совершить. Ясное дело, корпорации - порождение дикого капитализма, его признак, его отличительная черта.
В Аватаре простой, честный парень опять спасает всех хороших, свободных ото зла корпорации, а заодно предаёт свою погрязшую в кризисе и стяжательстве рассу (слово "расса" в фильме звучит явно не случайно), заступаясь за слабых, но красивых, благородных и смелых. Антивоенные и антирасисткие мотивы "Аватара" были отмечены критиками даже в статьях на либеральном Йахуу, а языческое поклонение богу Земли осуждено в ватиканской прессе. Однако, задевшая меня неправда немного в другом.
Для вызывания симпатии к кошечкообразным гигантам Пандоры демонстируюется идеальное племя без врагов и больных, живущих в полной гармонии с природой, обладающей "высшим" разумом (который сразу раскусил, что земляне - негодяи, на которых необходимо напустить всех имеющихся в наличии хищников). Но, к сожалению, красивой жизни в джунглях не бывает - там человек борется за себя насмерть, и часто проигрывает. И именно потому, что проигрывает, он ублажает богов природы своими жертвами (часто человеческими), не заботиться о стариках и больных, ставит женщин на уровень животных - для выживания ему необходимо быть жестоким и звероподобным. Природа не бог, а зверь, и если она сильнее, то она и диктует правила. Если бы природа была разумнее человека, то тогда у природы, а не у человека было право выбора. А значит и свобода. У Камерона дикий местный народ, выглядит свободным (несмотря на то, что находится под контролем-"защитой" бога природы ) и совершенным, а земляне - рабами своих кошмарных проблем. Таких и предать не жалко. Только вот совершенные дикари в гармонии с природой это сказка, а нарушение присяги и предательство - зло из реальности.
Ещё показательно поведение голубой "жены" главного героя по отношению к нему в трагической ситуации после бомбёжки её родного дерева и родного племени. Девушка, накануне вышедшая "замуж" за доказавшего ей с большим трудом свою лояльность и честность "суженного", немедленно отказывается от него, как только дело касается благополучия её племени, отказываясь также даже выслушать оправдания. Что по-простому означает всё то-же предательство. Вернее, означало бы у "испорченных цивилизацией" людей. По законам природы это, естественно, норма, а не предательство.
Новая аватарская мораль изо всех сил замещает традиционно-христианскую. Признак этого не столько в популярности фильма, сколько в отсутствии серьёзных претензий к нему среди народа его посмотревшего.
Закругляясь после всего вышесказанного, нельзя не выразить надежду на то, что неполучение Аватаром главных Оскаров это признак процесса постепенной утарты популярности либеральных идей в американском обществе. Хотя, возможно, это лишь мои надежды и пожелания, а Оскар наверстает свой либерализм на будущей год каким-нибудь чествованием очередного Эла Гора от кино.