ЗАПИСИ

1.
Давно заметил: чем человек решительнее в своих суждениях, тем он
мельче. Чем отважнее – тем трусливей в жизни. Чем чаще заявляет о
своей простоте, тем оказывается изломанНее как личность.
Это что, происходит от умственного лукавствования, от осознанной
внутренней фальшивости, от искреннего заблуждения в понимании
самого себя?
Да не все ли равно. Отвернись. Не водись. Не переламывай себя на
общение. И еще одно: не оскорби его при этом своим уничижительным о
нем мнением. Не вставай вровень с ним.
Ко всему тому ты можешь ведь и заблуждаться.
2.
В молодости мне было близко ощущение жизни как трагедии, в которой
предопределенность гибели героя навязана волей Небес как
единственное и самое действенное доказательство их
существования.
Сейчас я смотрю на жизнь более как на комедию, хотя у меня куда как
больше оснований – что естественно! – полагать ее непомерно
обремененной трагическим началом.
Возможно, причиной тому мало-помалу, очень постепенно, как бы
исподволь совершавшийся во мне поворот от понятия «Небеса» к
простому и ясному понятию «Бог». Как же, должно быть, смешна Ему
наша ничтожная, суетливая, обремененная постоянной заботой о хлебе
и зрелищах, такая хрупкая, непрочная человеческая жизнь!
Впрочем, думая об этом, я не забываю, что смешной она может
представляться лишь ему, а нам-то надо ее прожить, и всерьез.
3.
Представить себе, что из жизни человека вычеркнуто понятие
«культура». В самом широком его понимании: нет не просто
литературы, искусств, зодчества, но и ложек-вилок-ножей, одежды,
луков, седел, копий… Что имеем в остатке: голокожее, совершенно не
приспособленное к жизни в природе, слабосильное в сравнении другим
зверьем животное.
Человек есть создание культуры, ею вылеплен, ею вознесен над всей
прочей земной тварью.
И после этого какие-то там вожди, духовные водители, общественные
деятели время от времени смеют обрушиваться на культуру, толковать
о ее ненужности обществу, обременительной ее тяжести в бюджете…
Тяжело же окультуренному человеку бороться со своим животным
началом. И как же сильно оно. Как победительно.
История, однако, свидетельствует: странным образом в конце концов
случается так, что, всякий раз побеждая, животное в человеческом
обществе оказывается неизбежно побеждено началом культурным.
2016 г.
Ваш,
Анатолий Курчаткин
|
</> |