запись о качестве, хотя история про другое.
e2k_4d_x_ussr — 29.10.2025
https://radmirkilmatov.livejournal.com/489995.htmlОчень качественный обзор фильма Акиры Куросавы «Расемон». Вообще речь там о музыке, но под конец понимаешь, что есть желание посмотреть фильм, потому что тебе о нём толково рассказали, и хочется проверить, а получится ли увидеть его так же. Профи. Респект. Уважуха.
------ локальная копия ------
Фильм «Расемон» я посмотрел четверть века назад. В другой жизни, в другой стране и другими глазами... Но хорошее кино, как мудрые мысли — не имеют срока годности...
Что интересного в черно-белом фильме семидесятилетней давности, снятом по мотивам короткого рассказа «В чаще» (1922) тогда тридцатилетнего писателя Рюноске Акутагавы?
Все, что делал в кино Акира Куросава — было гениальным. Мир повторяется. В год выхода этого фильма людей объявляли космополитами, сегодня назначают иноагентами... Тогда, в 1951 году этот фильм получил Гран-при в Венеции, а потом «Оскара». Потом через 40 лет почетного «Оскара» — Куросаве вручали Джордж Лукас со Стивеном Спилбергном — как лучшему режиссеру из живущих...
Тогда эту премию еще давали за мастерство, а не за «черно-голубые оттенки». Через три года ее получил Феллини, потом — Антониони.
Расемон — это таможенный пост на въезде в города средневековой Японии. За которыми Цивилизация и законы — практически заканчивались. Но ворота давно разрушены, хаос правит городами, в стране стихийные бедствия, пожары, голод, преступность...
( Свернуть )
Развалины ворот когда означали границу между добром и злом. Но сейчас они стали защитой от проливного дождя для трех случайных человек. Монах и дровосек коротают время, пересказывая крестьянину судебное дело, где они оказались случайными свидетелями.
Сюжет совсем простой. Практически — боевик... Тарантино знает этот фильм наизусть.... В лесу убили самурая. Монах его видел перед смертью, дровосек нашел тело. Убийцу нашли. Свидетелей допросили. Но проблема в том, что показания разнятся...
Никто точно не знает, что такое правда. И в примитивной крестьянской логике не увязываются три истории, которые они слышали в суде. Они не могут понять, как человек, под присягой или глядя прямо в газа — может говорить неправду. У них ступор. Из-за дождя им некуда идти, и они пытаются докопаться до истины.
Этакие «случайные попутчики» в поезде... Хотя если в истории есть алчность, похоть, трусость — откуда там взяться правде?
Бандит рассказал, как встретил в лесу самурая с женой, обманом завел самурая в чащу, связал, потом притащил туда его жену и изнасиловал на глазах мужа. После этого женщина уговорила его вызвать мужа на поединок. Самурай был храбр, но разбойник оказался сильней. Все просто: тестостерон, агрессия, женщина, поединок... Короче, казнили подлеца...
Судья допрашивает жену самурая. Та принимает вину за убийство на себя. Ее обесчестили, значит и муж обесчещен. Он отвернулся от нее. Что случилось, она не помнит. Оружие в ее руках, значит, мужа убила она.
Так как дело происходит в Японии — судья позвал медиума допросить дух покойника. Ведьма входит в транс, и душа рассказывает, что жена самурая пообещала разбойнику уйти с ним, если он убьет ее мужа. Разбойник захотел убить ее. Однако жена сбежала, разбойник ушел. А самурай развязал веревки и покончил собой, не вынеся бесчестия.
Но выясняется, что обнаруживший тело самурая дровосек — все видел. На суде его никто не спросил, но под воротами Расемон он рассказывает эту историю в четвертом варианте...
Все герои истории оказываются сильно подлей, трусливей и эгоистичнее, чем они сами рассказали о себе... Солгал даже дух покойника, хоть и говорят, что мертвые не врут...
У Акутагавы все закончилось выступлением медиума. Но кинорежиссер пошел дальше. Покойники тоже врут... Все, что говорят нам свидетели и История, уроки прошлого, кумиры и герои — могут быть обманом. Или самообманом.
Неожиданно выясняется, что на развалины Ворот кто-то подбросил ребенка.
Этого ребенка нет в рассказе Акутагавы. Монах хочет забрать ребенка, но его отбирает дровосек... Он объясняет, что в его семье уже шестеро детей, и еще один — не станет обузой. Монах передает ребенка и благодарит дровосека, что тот вернул ему веру в человека.
Светит солнце - дождь закончен.
Все… Музыка и титры…
Но настоящая история только начинается.
Откуда взялся ребенок — и почему только дровосек не был удивлен его появлением? Что если разница в версиях героев — была обусловлена тем, что каждый постыдился упомянуть ребенка в своей истории. Потому что ребенок дает всем поступкам другую логику — и ставит «нестыковки» по свои местам... Связан этот ребенок или нет с предыдущей историей, но он придает всем четырем историям — совсем другие смыслы.
Фильм уже окончен, а ты в голове «прокручиваешь» в уме рассказанные истории, включив в них неупомянутого ребенка. И новый и настоящий смысл случившейся истории — оказывается ясней, чем для героев фильма.
Самурай даже после смерти оказался жалким слабаком, трусом и сволочью, который выгораживается — даже с того света, стараясь выглядеть достойней, чем был. Так самураев в Японии не опускал никто.
Разбойник оказывается мелким вором, который случайно нашел в чаще меч — и даже не знал, как им пользоваться. Его история — дешевое позерство.
Женщина приняла разбойника за героя, предала мужа и ребенка — и сама вынесла себе смертный приговор.
А настоящим героем вдруг оказывается забитый дровосек, который нигде не соврал, но опустил в рассказах несущественное – и вынес из мрачной истории самое ценное, что там было – чистую человеческую жизнь.
Четыре версии одной истории — вначале показанные, а потом додуманные — рисуют в голове этакую спираль, пружину. И ты оказываешься соавтором этой конструкции – уже после окончания фильма. Деталь, которой не было ни в одной из историй — меняет мотивы героев и дает другие выводы.
Чем оказывается отдельная точка зрения? Ничем… Нужно знать все – или лучше не знать ничего.
Много ли подобной «Акутагавы» скрывается в нашем представлении о мире вокруг и о самих себе? Пара деталей, несколько акцентов… И представление об окружающем мире меняется.
Старый черно-белый фильм закончен. Почти все герои — отвратительны. Правда всегда субъективна, и она отражает не объективность, а выгоду — только ею ограничиться.
Музыка из этого фильма — действительно, как «пружина» всего действия... Это не Равель. Хотя «Равель» узнается сразу. Хорошо узнаваемый ритм и незнакомая мелодия — вводят тебя в транс, и придают ощущение нереальности вокруг.
Fumio Hayasaka – Rashômon (Directed by Akira Kurosawa) - YouTube
------ локальная копия ------
___
Ukraino delenda est.
Qui prodiderunt familiam non sunt digni statu.
|
|
</> |
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
Вокруг картины
О парадоксах капитализма 2025
Памятник корейским героям появится в Курской области
Предложено два пути: плохой и очень плохой. Надо их послать и идти дальше своей
Биток. Народ потихоньку сваливает.
5 декабря-День воинской славы России.
Коллекция скамеечек "Лавочки-качалочки"

