Запад заполняет "вакуум"
foto_history — 13.12.2025

«Фар истери экономик ревью» («Дальневосточное экономическое обозрение») , Гонконг.
Наблюдатели в Джакарте полагают, что Индонезия намерена возродить свою «политику маяка», то есть играть роль. пророка для стран «третьего мира». В самом деле, есть признаки, указывающие на то, что правительство Джакарты собирается взять на себя активную роль в международной политике. Однако возврат нынешних прагматичных индонезийских лидеров сукарновской «политике маяка» в её полном объеме и прежнем виде маловероятен.

Приглушив фанфары
Внешняя политика Сукарно, наивысшими взлетами которой были Бандунгская конференция 1955 года и первая конференция неприсоединившихся государств в Белграде (1961 год), начала хромать на обе ноги с тех пор, как индонезийский лидер в начале 60-х годов стал заигрывать с Пекином. Этот флирт породил подозрительность в странах, представляющих так называемые «новые нарождающиеся силы».
Вторая конференция неприсоединившихся государств (1964 год) прошла в Каире под знаком углубляющихся разногласий в «третьем мире», в условиях открытой вражды Китая и Советскому Союзу. Идее Сукарно провести конференцию «новых нарождающихся сил» под своим руководством не суждено было сбыться. Новые индонезийские руководители приглушили фанфары и сосредоточили усилия на внутренней стабилизации и возрождении экономики задаче, скажем, трудной. прямо
После того, как во внутренних делах был достигнут некоторый прогресс, индонезийцы вновь стали поворачиваться к внешнему миру. Еще год назад. это не помешало правительству Сухарто мягко отклонить зондаж Югославии насчет созыва новой конференции неприсоединившихся государств на высшем уровне. Однако, когда в конце января этого года заместитель государственного секретаря по иностранным делам Югославии вновь обратился к индонезийскому правительству с подобным предложением, он получил положительный ответ. Министр иностранных дел Адам Малик объявил, что Индонезия примет участие в подготовительной консультативной встрече представителей неприсоединившихся государств в Аддис-Абебе в конце апреля или начале мая.
Вряд ли Малик питает излишние иллюзии относительно. предстоящего совещания. Он, видимо, отнюдь не надеется, что конференции глав неприсоединившихся государств удастся вдруг добиться немедленного урегулирования на Ближнем Востоке, во Вьетнаме или где бы то ни было еще. Решение Джакарты возобновить контакты с неприсоединившимися государствами, по-видимому, объясняется двумя причинами. Одна из них внутриполитического плана, другая связана с внешней политикой.
Новая индонезийская политика «лицом к Западу» вызывает беспокойство и даже противодействие в определенных кругах внутри страны. И дело не только в том, что сохранили свои позиции некоторые сторонники Сукарно. Есть и другие весьма решительные защитники активной и независимой внешней политики.
Без иллюзий
В начале февраля председатель Временного народного консультативного конгресса гeнерал Насутион сказал в интервью корреспонденту «Сулу мархаен» (газета националистического направления), что сотрудничество между Индонезией и социалистическими странами ослабло (это подтверждает и Адам Малик).
«Я считаю, - сказал Насутион, - что сотрудничество с афро-азиатским блоком и с неприсоединившимися государствами также сошло на нет... Хотя наши усилия и сосредоточены сейчас на выполнении пятилетнего плана экономического, развития, тем не менее мы должны в полной мере обращать внимание и на внешнюю политику и на интересы обороны... Мы не должны изолировать себя от процесса мирового политического развития, и нам необходимо внести вклад в достижение международного порядка, основанного на независимости, прочном мире и социальной справедливости».
Политические и стратегические сдвиги в Юго-Восточной Азии также ускоряют возврат Индонезии активной внешней политике. Малик объявил о согласии Индонезии с созывом новой конференции неприсоединившихся государств. В то же время, касаясь заявления министра иностранных дел Таиланда (о том, что, если парижские переговоры по Вьетнаму будут развиваться успешно, странам участницам ACEAH надо будет послать войска в Южный Вьетнам для поддержания мира, как это было сделано в Конго и в районе Газы), индонезийский министр иностранных дел одобрил идею отправки войск в Южный Вьетнам под эгидой Организации Объединенных Наций.
Поиски эгиды
Заявление Малика вызвало бурю негодования в тех индонезийских кругах, которые опасаются всякого отклонения от устоявшихся принципов внешней политики страны. Газета «Мердека» писала: «Что произойдет, если предложение министра Адама Малика воплотится в жизнь? Наши солдаты отправятся во Вьетнам, чтобы лечь в могилу рядом с американскими солдатами...»
Не все в Индонезии реагировали на заявление Малика столь же гневно. Но нынешнему министру иностранных дел приходится считаться с настроениями, некогда господствовавшими на индонезийской политической арене.
Малик сталкивается попытках оживить внешнюю политику Индонезии с рядом серьезных препятствий. Индонезии все ещё приходится отдавать приоритет внутренним экономическим проблемам, которые, несмотря на некоторые успехи, далеки от разрешения. Не считая кое-каких результатов на утомительных переговорах об отсрочке выплаты индонезийского долга западным странам, пока не удалось добиться ничего существенного в области иностранной экономической и финансовой помощи.
«Вакуум» в Индонезии заполняет Запад. В то время, как «западное присутствие» растет, «восточное» сокращается. Президент Сухарто намерен нанести в мае июне официальные визиты в страны Западной Европы в Англию, Францию, Голландию, Бельгию и Западную Германию.
Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров
В этот день года назад
А не надо было говорить...
Надо менять всю систему
Уиткофф в Москве? Да.
Ни о чём
Десяточка из прошлого.
Долги воюющих стран
50 лет назад. Ноябрь 1975 года.

