Запад и буддизм

топ 100 блогов ignat_dvornik29.03.2024

Очень интересная статья, которая достойна подробного изучения.

Одна большая цитата.

Первая встреча Запада с буддизмом состоялась около четырехсот лет назад, когда европейцы покорили различные регионы Индокитая и Цейлон. Вторая — около ста пятидесяти лет назад, когда они захватили часть Китая, устроив там торговые базы, а также вошли в Японию. Третья — в прошлом веке, во время Первой мировой войны, когда мы встретились с тибетским буддизмом и даже с поучениями Алмазного пути, которые объединяют в себе все остальные поучения и еще дают некоторую надстройку.

Лама Оле Нидал.
Лама Оле Нидал.

И каждый раз наши профессора, которые оказывались на Востоке в поисках новых колоний, не знали, как описать буддизм. Одни говорили, что буддисты — очень расслабленные люди, что они не жестоки, что они хорошо обращаются с женщинами, но почему-то после смерти хотят провалиться в черную дыру. Другие замечали, что буддизм служит базой для всевозможных видов искусства, психологии и философии. И часто буддизм пытались отнести к какой- то из этих категорий, но из этого ничего не выходило. Определенно лишь то, что буддизм имеет отношение к уму, и поэтому давайте рассмотрим его с этой точки зрения.

Если коснуться рассуждений об уме, то буддизм кажется похожим на философию, и это во многом верно. Буддизм делает выводы только на основе полных и позитивных данных. Однако мы не пытаемся достичь цели посредством создания множества идей. Кроме того, буддизм придерживается только того, что имеет практический смысл, поэтому мы не можем сказать, что буддизм — это философия. К Будде приходили разные люди, в основном из индуистских школ, и говорили: «Если ты мне объяснишь то или это, я стану последователем твоей системы». И затем рассказывали что- то очень длинное, без начала и конца.

Тогда Будда говорил: «Я ничего вам об этом не скажу». Они начинали нервничать и спрашивали: «Но почему?» — «Потому что это не принесет вам пользы». Они опять спрашивали: «Почему?» — и Будда отвечал: «Представьте, что в человека попала отравленная стрела. Будет ли он задавать вопросы о том, кто выпустил стрелу, чем он занимается и прочее? Или попытается вытащить стрелу?»

Умные люди отвечали: «Вытащит стрелу». И Будда говорил:

«В вас попала стрела: вы родились, а значит состаритесь, будете болеть и умрете. Что же для вас полезнее: задавать вопросы, не имеющие прямого отношения к вашей жизни, или постараться привести свой ум на такой уровень, где старость, болезнь и смерть не смогут вас ранить?»

Некоторые из тех европейцев, кто сталкивался с буддизмом, заметили, что буддисты обычно очень расслабленные и счастливые люди, и потому решили, что буддизм — это психология. И опять- таки мы можем сказать: да, это так, но не совсем. Буддизм учит нас отказываться как от плохой идентификации, так и от хорошей и просто быть здесь и сейчас спонтанными и непринужденными. Иногда это сравнивается с рисованием на воде: все, что сделано, уже не существует, а что не сделано, еще не существует. Настоящее мгновение всегда совершенно.

Итак, философия и психология отпадают, а что касается религии, то вернее было бы сказать, что мы «лигия», от латинского слова ligare — «соединять», «приводить к всесторонней законченности». Но мы не «религия». Мы не пытаемся найти обратную дорогу в какой-то рай, из которого выпали. Мы не доверяем раю, из которого можно выпасть, ведь если это произошло однажды, то произойдет и в другой раз.

У Будды есть объяснение гораздо лучше: он говорит, что мы всегда находились в состоянии неведения. С безначальных времен наш ум функционирует подобно глазу: видит все, что снаружи, но не видит сам себя. Если вы хотите проверить то, что я говорю, подумайте об этом зале. Мы можем посчитать кресла, оценить, сколько здесь кубометров воздуха, наслаждаться красивым паркетом на полу. Мы можем это сделать, хотя нас не было в этом зале полчаса назад и через три- четыре часа не будет снова. Сам зал не чувствует ни счастья, ни страдания, но мы много о нем знаем, многое можем здесь проверить и исследовать.

Если же мы подумаем о своем уме, то я уверен, что сегодня утром он у нас тоже был, но мы почти ничего не можем сказать о нем: какой у него размер, цвет, форма… В то же время, ум все переживает, воспринимает, у него есть ощущения, чувства, мысли и т.д. В этом мы похожи на дикарей из экзотического племени: спереди много разной одежды, а зад голый. То есть мы много знаем о том, что происходит в уме, но ничего не знаем о нем самом.

#веснаестьвесна #цитатник #психологиябуддизма 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Статью в немецком "Бильд" о свержении Путина в следующем 2015 году сегодня не перепечатал редкий интересующийся вопросом. Ибо, конечно, актуально. Правда, есть пару но. "Бильд" - это все-таки таблоид. Ну, который все больше про то, что под юбками у знаменитостей, червей в мозгу любите ...
Легендарная картина, в некотором смысле культовая классика научной фантастики своей эпохи. Что меня удивило – так это насколько, хм… серьезным и не-устаревшим кажется этот фильм. Весьма выделяется на фоне большинства палп-фантастики 50-ых. Вполне себе интересная история про ...
Предложение создать государственную систему репетиторства для подготовки к ЕГЭ означает признание низкого качества школьного образования. Зачем тратить бюджетные деньги на обучение недоученных в школе? Не разумнее ли потратить их на улучшение работы самой средней школы? Зачем создавать ...
В далеком 1948 году художник Фёдор Решетников создал картину в духе соцреализма под названием «Прибыл на каникулы». Она моментально стала одной из самых популярных в стране, попала во все учебники и школьники много лет писали по ней сочинения. Сам художник заслуженно получил за нее ...
У меня в офисе на чайно-кофейной станции есть на выбор 6 сортов чая в пакетиках. Пакетики лежат в вертикальных картонных коробках с выемкой внизу, так что на глаз можно сказать, остался в коробке 1 пакетик, 2, или больше. При опустошении коробки принято пустую выбросить, достать из шкафчик ...