Запад есть Запад, Восток есть Восток…

топ 100 блогов salery10.10.2010История Недавно юзер сolonel_hanter поставил интересный вопрос: почему нашей патриотической общественности так неприятен «норманизм», но зато мила азиатчина. Действительно, разговоры о значении для российской государственности европейского элемента (будь то «норманнская теория» или процент европейских выходцев в аппарате РИ) вызывают обычно аллергию, а черты, порожденные принудительным знакомством с «татарщиной», почитаются за истинно-русские и благотворные.

Мне лично кажется, что современная любовь к азиатчине - явление не национальное, свойственное генотипу, а, скорее, социальное, порожденное обстоятельствами последних 8-9 десятилетий, способствовавших выработке общенационального комплекса плебейской неполноценности («буржуины выпендриваются, оригинальничают, а мы – простые, мы как один»). Для культуры белого человека характерно развитое личностное начало, а советский хам с его интеллектуальной недостаточностью чувствует себя в ней неуютно. Ему приятнее в азиатской «массе».

Сам по себе русский человек вполне себе белый – как и любой другой европеец. И индивидуальное начало, и стремление проявить таковое развито у него в среднем ничуть не менее прочих. И когда доля тех, кому было что проявлять, в образованных слоях была достаточно приличной, всякие «евразийства» популярны не были, и охотников вести родословную от Орды находилось немного. Когда же в ходе известных событий 1917-1932 была произведена хирургическая операция по замене социального «гипофиза», процент «индивидуалов» резко сократился, и «Клим Чугункин» принес с собой в интеллектуальную сферу соответствующие пристрастия.

Констатируя резко возросшую долю алкоголиков в послереволюционной литературе, один автор как-то заметил, что это «не литераторы вдруг двинули в пьяницы, а пьяницы – в литераторы». Вот нечто подобное и имело место в масштабах общенациональной «ноосферы». Мыслящие «индивидуалы» не превратились в «коллективистов», просто последние заняли социальную нишу первых.

Нет, я не хочу сказать, что за это время мы превратились в азиатов. Базовая разница между «европейским» и «азиатским» началом в смысле «высовываться – не высовываться» достаточно очевидна. Читал как-то заметку человека, впечатленного южнокорейскими реалиями: «Впереди идет с пустыми руками профессор, его портфель тащит позади кандидат наук. Портфель кандидата сзади тащит аспирант. А в конце процессии плетется студент с двумя портфелями – своим и аспирантским. Это идет научная школа». Очень точный образ. «Живая» научная дискуссия в этих условиях практически невозможна, т.к. высказывание присутствующего старшего младший не осмелится опровергнуть или оспорить.

Установка на «не высовываться» свойственна «азиатской» традиции имманентно на всех уровнях воспитания и обучения. Отсюда и известная слабость творческого начала, и вопиющая диспропорция между технологическим уровнем и открытиями академической науки в той же Японии. Одно дело – доводить до совершенства уже открытое, и другое – открывать принципиально новое: тут потребна независимость от «авторитета», тут без «выпендриванья» ничего не бывает.

Цивилизационный генотип сломать не так просто (отчего между реалиями тоталитаризма европейского и азиатского некоторая разница все же есть); у нас и в период «развитого социализма» отъявленные «индивидуалы» не переводились, и настоящая наука, тем более во внеидеологических областях, всегда существовала - хотя бы «в себе».

Отучить «оригинальничать» тех, кто имел такую потребность и способность Совку не удалось. Но заполнить интеллектуальную сферу избыточным количеством тех, кто их не имел – в этом он преуспел. Страна не стала азиатской, но, благодаря этому – азиатизированной. Ну а поскольку “similis simili gaudet”, то и мода на азиатчину распространилась достаточно широко.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как работает почта в условиях блокады? Как мы принимаем посылки извне внутрь? А мы принимаем - фон Шпее аж из Германии присылал мне коробки с подарками. Все коробки исписаны дойчем, потом русским языком, многомарок - как в моём детстве! Помните, мы все переписывались с товарищами из стран ...
Для этой темы подойдет сравнение Че Гевары и Джона Коупертвейта. Первого знают все, второго знают только интересующиеся экономической историей. Первый - символ коммунистической Кубы, второй - министр в правительстве Гонконга. Куба символизирует идеологический подход к экономике. ...
Битва века клоун VS мудак Оляшко о МойскомКала: "Эта олигархическая скотина Коломойский перешел красную линию. Пока эта вонючая Пархатая морда поливал ведрами лжи меня - я это терпел. Когда он взялся за мою Маму, за моего ребенка с женой - я этого не прощу. Если не дай Бог, Беня, с моей Ма ...
Вторая и заключительная часть. В подробности я до этого не вдавался, но по общему виду заключил, что передо мной театр)) На улице Челюскинцев. Был неправ кардинально. Оказалось это Дворец пионеров, типичный такой для сталинского ампира, при этом возведен после смерти вождя. 1. 1990 ...
Родители, жалующиеся сегодня на айподы и мобильные телефоны, намертво приросшие к ушам подростков, позабыли, как когда-то их собственные родители были недовольны их пристрастием к радио. Я помню восторг, который охватывал меня, когда я ловил сигнал нью-йоркской радиостанции. Он ...