Замоскворечье Никифора Тамонькина
moscow_i_ya — 21.11.2023Ушла с головой в подготовку экскурсии по Ордынке. Набрала материала на два с половиной часа рассказа. Надо сокращать, как - не очень понятно. В ходе подготовки наткнулась на незнакомое имя среди авторов Покровского собора Марфо-Мариинской обители: Никифор Тамонькин. Посмотрела: тот случай, когда биографическая справка в Википедии читается как увлекательный роман. Странная, но скорее счастливая судьба, если учесть время, в которое жил и творил этот человек (1881-1951). В экскурсию точно не влезет. Напишу коротко и покажу его работы. Оно того стоит.
Верхнее фото: Церковь Божией Матери Всех Скорбящих на Ордынке. Рисунок 1947 г
Тамонькин родился в захолустной деревеньке Тамбовской губернии. С восьми лет работал подпаском у старого пастуха, с девяти — в ямщиках, развозил почту; потом батрачил у богатого крестьянина. Окончив сельскую церковно-приходскую школу, в пятнадцать лет «в холодное сухое зимнее утро» он приехал в Москву. «Выйдя из вагона, я был поражен светом фонарей, ослепивших мой взор до того, что ничего больше не заметил, кроме окруживших меня извозчиков, которые показались мне похожими на монахов в своих длинных одеяниях».
А в Москве у Никифора был брат, работавший дворником в особняке Арсения Морозова (в том самом знаменитом особняке на Воздвиженке).Он помог юноше устроиться на работу: кучером на конку, а потом разнорабочим в дом купчихи Кабановой. Его рисунки увидел друг купчихи и брат Арсения Морозова - известный коллекционер и меценат Иван Морозов (тот самый, чья коллекция - в Эрмитаже и Пушкинском музее). Морозов и Кабанова заплатили за обучение Никифора рисованию - и юноша был принят в Строгановское училище.
По окончании Строгановского училища (там тоже всё было непросто, но... читайте Википедию) Тамонькин поступил на фабрику бронзовых, серебряных и золотых изделий Хлебникова, где выполнял чертежи иконостасов и церковной утвари по эскизам архитекторов и художников. Одним из его заказчиков был Алексей Щусев, который взял Никифора к себе в помощники. Их союз начался с работы в Марфо-Мариинской обители (1908) и продолжался с перерывами до смерти Щусева в 1946 году.
Щусев любил повторять о своем помощнике: «Упрямый, как тамбовский мужик». Они проработали бок о бок сорок лет, оставаясь антиподами.
После революции Тамонькин пережил кризис. Он перестал видеть смысл в своей работе и решил уехать в родное село. Однако перед отъездом он узнал о создании в Москве специального отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Тамонькин устроился в этот отдел, поняв, что он может помочь в спасении «от расхищения, порчи и уничтожения музейных вещей». Этим он по сути занимался всю оставшуюся жизнь: обмерял, зарисовывал.
От Тамонькина остались десятки (если не сотни) ценнейших зарисовок памятников архитектуры Москвы и других городов, охватывающие по времени период с 1910-х до конца 1940-х. Многих этих зданий давно уже нет. У Тамонькина они еще живые, талантливо воплощенные в линии и цвете (источник).
Его дневники и воспоминания, судя по всему, остались неопубликованными.
Источники иллюстраций: раз, два
2.Церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке. 1662-1679 гг. Рисунок 1936 г.
3.Церковь Николы в Пыжах. Рисунок 1947 г.
4.Церковь Воскресения в Кадашах. Рисунок 1947 г.
5-8. Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Рисунок 1946 г.
6.
7.
8.
|
</> |