Заметки о Святых девяностых

топ 100 блогов foto_history13.08.2024 Заметки о Святых девяностых
Уличная торговля в 1990-е годы

Это отрывки из записей автора этих строк, которые я вёл в Святые девяностые. Иногда записывал туда разговоры с какими-то известными людьми, но гораздо чаще — сущие пустяки, разговоры и реплики случайных прохожих, которые мне казались по каким-то причинам интересными и отражающими своё время. Самая первая запись относится к 20 марта 1994 года.

«20 марта 1994. Какая-то странная женщина на рынке. Собирала куски мяса с продавцов «в помощь храму». Когда ей напомнили, что сейчас пост, стала оправдываться (якобы он чисто духовный, а не перемена пищи). Тем не менее набрала изрядный пакет мяса.

11 августа 1994. Вчера разговор в трамвае: две девушки спрашивали, далеко ли до пруда «Байкал» (Большого Садового пруда) и можно ли там купаться. Вмешался пьяный, хотя его никто не спрашивал, долго и надоедливо рассказывал про все окрестные пруды, а потом заключил так:
— А ещё тут есть болото...

Заметки о Святых девяностых
Уличная торговля в 1990-е годы

3 июля 1996. Проголосовал во втором туре выборов президента — «против всех». Голосовал в московской мэрии, бывшем здании СЭВ (точнее, в пристройке). Буфет, бутерброды с икрой, вода со льдом. Всё, как в старое доброе время. Много милиции повсюду.
В метро развешаны объявления ФСБ о поиске виновников прошлого взрыва. Две пожилые женщины с опаской смотрят на приподнятую подушку на сидении в вагоне.
— Вы не смотрели, что там?
— Часы лежат, тикают.
— Тогда мы сейчас выходим (смеётся).

Заметки о Святых девяностых
1996. Ельцинская листовка в витрине магазина

Заметки о Святых девяностых
1996. Предвыборная агитация. В народе этот плакат прозвали «Два дуба»

20 июля 1996. Стояли с плакатами около 40 минут. Подошёл полковник милиции, потребовал разойтись. Отказались, тогда он разорвал плакат у Евгения Ф. Я тотчас подал другой, он тоже порвал, я подал третий. Он утомился и перестал рвать. Потом стояли ещё минут двадцать.
В отделении [милиции, после задержания] поместили в комнату, где работают дознаватели. На стене — красные круглые пятна с приставшими волосками и потеки. Кого-то били окровавленной головой о стену? Четырёхлетний мальчик Любы Раскиной:
— Это что, кровь?
Его убеждают, что это совсем не кровь. «Разве кровь такая? Кровь совсем не так выглядит, когда засохнет» и т.п. Он слушал-слушал, потом сказал:
— Не верю!

24 июля 1996. Евгений Ф. в понедельник явился в отделение, и против него возбудили второе уголовное дело по статье 200-прим. Молодая следовательница: «Сходите, пожалуйста, в психо- и наркодиспансер, возьмите там справки, что не состоите у них на учёте». Евгений: «Что же, я вам буду помогать возбуждать против меня уголовное дело?»
Против меня будто бы тоже возбудили уголовное дело по той же статье. Разыскивала милиция в квартире в 6-30 утра, был и звонок от какого-то милицейского чина. О нашем пикете 20 июля сообщили «Московские новости» (всё, разумеется, переврав).
В вагоне электрички видел любопытную листовку, оставшуюся от выборов: портрет Зюганова и как бы от его имени призыв: «Купите себе пищу — в последний раз!».

Заметки о Святых девяностых
Предвыборная листовка Б.Н. Ельцина на президентских выборах 1996 года

14 августа 1996. Зашёл в отделение «Столичного банка сбережений» на Тверском бульваре, чтобы разменять сто долларов. У входа охранник: «Нет ли у вас оружия? С оружием входить нельзя. А газового баллончика у вас нет? Бомбы и взрывчатки у вас с собой нет?».
О терроризме напоминают устные и письменные объявления в вагонах метро, на станциях метро, в трамваях и троллейбусах.

28 августа 1996. Надпись на стене: «Ельцин смертельно болен!». Ответ: «Лучше больной ЕБН, чем здоровый ЗЮ».
Листовка в вагоне примерно такого содержания: «Каждый год нас, русских, становится меньше на один миллион человек. Если Ельцин снова победит, нас станет ещё на четыре миллиона меньше».

4 сентября 1996. Получил повестку в 108 отделение милиции к дознавателю Лапочкиной. По тому же делу — не пошёл. По телефону снова обещали объявить всероссийский розыск.

24 сентября 1996. В вагоне метро на стене видел двустишие, высмеивающее Новодворскую, под заголовком «Эпиграма» (так!). Текста так и не разобрал, но рифмуются «параша» и «Дудай-паша».

25 сентября 1996. В электричке какая-то престарелая дама громко проклинала понаехавших в Москву провинциалов — «вологодских». При этом возмущённо выкрикивала: «Мы, москвичи, культурный народ!». Пассажиры смеялись.

Заметки о Святых девяностых
1996. Предвыборная агитация

Заметки о Святых девяностых

26 сентября 1996. Видел объявление о митинге НПФ «Память» Д. Васильева на Пушкинской площади. Главный лозунг — заменить пятиконечные звёзды на Кремле «Двуглавыми Орлами».

2 декабря 1996. Проезжал мимо памятника Жукову в Хорошевском районе (маршал стоит в горделивой позе). У подножия — цветы (вчера был столетний юбилей).
В Москворецком суде длинный список разорившихся компаний с пышными названиями («Русская пушнина», «Сибирь-золото»), к которым исполнительные листы уже не принимаются. Особенно мне понравилось название «Президент-гарант». Намёк на то, что надёжность вклада гарантирует сам президент. Тоже вылетела в трубу.
С недели две назад на квартиру... снова пришли — на этот раз с ордером на арест [автора этих строк по уголовному делу по статье 200-прим УК]. Между тем статья УК через месяц прекращает существование.

17 января 1997. В метро видел плакат: Дед Мороз в вагоне, рядом надпись: «Не забывайте свои подарки в вагонах метро!».

3 февраля 1997. Сегодня заходил в «Русское бистро» на Ленинградском вокзале. Очень любопытное заведение. Работает почти круглосуточно, с небольшим перерывом. Подают различные бульоны («навары»), пирожки с мясом, печенью, курагой, другими начинками, кулебяки, а также водку. На стенах — старые русские гербы и рисунки, изображающие Петра Первого. Особенно любопытны на этих рисунках комментарии к личности Петра. С одной стороны он «русский флот создал», «Питербурх построил», с другой — «царицу Софью в монастырь сослал», «народ при строительстве не жалел», «бояр в париках из женских волос танцевать заставлял» и т.д. Так сказать, разносторонняя оценка. Говорят, идея таких закусочных — созданных в противовес «Макдоналдсу» — принадлежит [мэру Москвы] Лужкову.

Заметки о Святых девяностых
Президент Борис Ельцин и мэр Москвы Юрий Лужков открывают Русское бистро

21 мая 1997. В электричке продавец забулдыжного вида расхваливает книжку с изображением креста на обложке. Говорит с большими паузами: «Это сочинения Господа нашего Иисуса Христа... Вы 70 лет читали сочинения Ленина, и уже созрели, чтобы прочитать сочинения Иисуса Христа... Каждый, прочитавший эту книжку, сможет ездить в электричке бесплатно! И в самолёте бесплатно летать! И даже в вертолёте! Вы сможете бесплатно летать в самолёте... если купите себе самолёт. Поэтому читайте книжку! Вы узнаете всё... о коррупции на земле... и на небесах! Потом вы будете повсюду искать эту книжку, но уже не найдёте». Пассажиры смеются, кто-то из них замечает: «Мы думали, что только на земле коррупция, а теперь выясняется, что и на небесах то же самое».

25 июля 1997. Недавно видел в вагоне метро характерную картинку, можно сказать, «портрет времени». Стоит парень, читает книжку. На груди — крестик, значки с портретами Николая II и его жены. Посмотрел на обложку книжки, что он читает. «Новый Завет»!

Заметки о Святых девяностых
Восстановленный храм Христа Спасителя — один из символов Святых годов

4 сентября 1997, четверг. Возле Ленинки — готовят к установке памятник Достоевскому, голова замотана тряпками. Завтра, в день города, видимо, откроют. От Храма Христа уже с месяц как исчезли строительные краны. Идя от библиотеки к метро, встретил Журавлёва (бывшего члена Гос. Думы, как писали в дореволюционных газетах), он первым протянул руку, но куда-то торопился, и мы едва обменялись парой слов.

Заметки о Святых девяностых
Святые девяностые. Не согрешишь — не покаешься. Но это не настоящий киллер, а артист, разыгрывающий прохожих.
Кстати, фотография напомнила стихи тех лет (автор — Бахыт Кенжеев, 1950—2024):
Всем полезен добрый киллер,
наш российский Робин Гуд.
Если вам не уплатили —
дядя киллер тут как тут.
Он встаёт во мраке ночи,
тяжела его рука,
без усилия замочит
он любого должника.
Если грустно отчего-то —
позвони ему, народ!
Быстро сделает работу,
денег много не возьмёт.


5 сентября 1997, пятница. Вечером смотрел (минут двадцать) фильм «Иван Грозный» (1991 год), по Алексею Толстому, вторую серию. Долго выдержать было невозможно. По сравнению с этим одноимённый сталинский фильм — образец исторической правды. Здесь же всё лживо, даже по сравнению с Толстым. Царя Ивана во сне утаскивают в преисподнюю, Василий Блаженный говорит с интонациями интеллигента, клеймящего позор самодержавия: народ, по его мнению, «своим молчанием поддерживает деспота». Сам образ Ивана противоречит природе и лжив от начала до конца. С Христом на иконе он разговаривает надменно и почти угрожающе...

7 сентября 1997, воскресенье. Смотрел в Москве салют в честь 850-летия Москвы. Очень красиво, одновременно разноцветные ракеты, гаснут с разной скоростью, иногда оставляя «дымки». Гремело со всех сторон.

9 сентября, вторник. Вчера и сегодня работал в бывшей «Ленинке», сегодня посмотрел в Музее книги «Пощёчину общественному вкусу», издание 1912 года. Бумага грубая, но особенно поражает обложка: из материи вроде мешковины! Даже запах книги какой-то особенный.

24 сентября, среда. В «МК» фото Новодворской рядом со скульптурой рабочего с отбойным молотком. Она показывает рабочему кукиш. Пальцы на руке у неё холёные, с крашеными ногтями. Газета помещает пространный одобрительный комментарий.

1 октября 1997, среда. В поезде какая-то старушка собирает милостыню, распевая частушки про Ленина, таскавшего брёвна на субботнике, Сталина, Хрущёва и т.д. [Про Ленина:]
Ах, Володя дорогой,
Беспокойная я.
Дай мне лозунг — я твоя.

Или про Хрущёва:
Нас Никита дорогой
Коммунизмом поманил
И своею кукурузою
Целины меня лишил.


26 февраля 1998. Вчера видел: [в торговом ларьке] продаётся набор спиртных напитков «Молотов-коктейль».

4 июня 1998. Стихи на пачке пельменей:
Если будешь есть пельмени,
Станешь вечно жить, как Ленин.


21 ноября 1998. В электричке несколько дней назад: женщина продаёт сборник собственных стихов. «Покупайте этот замечательный сборник. Стихи о красоте русского человека, русской природы. Неужели в России патриотов не осталось, все в демократы ушли?». Стихи:
Капитализм, социализм...
Два мира, как два полюса.
Но как далёки эти измы!
Не слышно даже голоса.


29 ноября 1998. Реклама: «Лучше меньше, да лучше». Имеется в виду цена и качество каких-то колбас.

17 января 1999 года, понедельник. Реклама на банке горчицы «Пугачёв» (с портретом): «Приправа - зверь, поверьте, братцы, хотя бывал я самозванцем, лиха горчица без обмана от Пугачёва атамана».

28 марта 1999, воскресенье. Работал в бывшей Ленинской библиотеке, а с улицы в это время доносилось скандирование: «Америку — в парашу! Победа будет наша!».

30 апреля 1999, пятница. Был по повестке в отделе исполнения наказаний. Поставив печать на документ, зашёл в открытую дверь туалета возле канцелярии начальника. Когда вышел, проходивший рядом милиционер укоризненно заметил: «Нас начальство всегда ругает за такие вещи. Это личный туалет начальника ОМОНа!». Туалет роскошный, просторный, фигурные плафоны, зеркала, хорошая кафельная плитка, всё блестит и сверкает.

5 мая 1999, среда. Листовка-триколор в метро:
«Демонстрация демократических сил. 24 апреля, в субботу... Сбор в 10-30 на Триумфальной площади у памятника Маяковскому. Скажи нет
реваншу национал-коммунистов!
безнаказанности фашистов!
милитаристской истерии!».
Под «милитаристской истерией» понимаются, надо полагать, отнюдь не бомбардировки [Югославии].

6 мая 1999, четверг. Московские власти, которые уже несколько месяцев ведут в метро кампанию прославления Москвы с помощью стихов старых и новых поэтов, решили разбавить общий хвалебный хор ругательными стишками. (Или создать «образ врага?») Напечатали в метро стихи Георгия Шенгели (привожу по памяти):
В растекающийся мозг
Вечный шип змеиных кляуз,
Вечный смрад прокисших Москв
Загнивающихся Яуз...

На стихах кто-то немедленно написал «дурак».

22 мая 1999, суббота. Сегодня [в электричке] рядом со мной сидели три молодых парня лет 18-20. Как я понял по их разговору, все трое наркоманы или были наркоманами, и все трое заразились СПИДом. Один из них улыбался и подбадривал себя: «Надо просто побольше тренироваться, железо тягать, и всё будет нормально, тем более я не болен». Другой вспоминал, как заразился, уколовшись каким-то грязным шприцом («баяном»). «Помнишь, мы кололись этим баяном со следами засохшей крови? А потом я ему говорю: я тебе всю муку отдам, только скажи мне, что это шутка».

Заметки о Святых девяностых
Святые девяностые. Беспризорники нюхают клей

9 сентября 1999, четверг. Получил «подарок» от террористов: в здание вокзала не пустила милиция, а по громкоговорителю объявили: «Проезд в пригородных поездах — без билетов».

6 октября 1999, среда. На станции висят объявления об отмене поездов. Например, в утренние часы за пять часов оставлена только одна электричка. Кто-то написал на объявлениях: «Когда это безобразие прекратится? При Сталине такого не было».

8 октября 1999, пятница. В арбитражном суде города Москвы. Около полудня объявляют по внутреннему вещанию: «Внимание! Проводится срочная эвакуация всех работников суда и посетителей. Всем немедленно покинуть здание». Посетители с досадой начинают выходить, говорят, что «минируют» уже три дня подряд.
По поводу этого происшествия написал мини-очерк:
«Эвакуация. Арбитражный суд — суд скорый и неправый. Быстрота — пожалуй, единственное его достоинство. Здесь не действуют привычные юридические уловки, позволяющие на годы затянуть самое простое и ясное дело. Поэтому, чтобы хоть слегка затормозить взмахи меча арбитражной Фемиды, стороны часто идут на экстраординарные меры.
Я шёл по одному из коридоров Московского городского арбитражного суда, когда спрятанный в стене динамик неожиданно пробудился к жизни и возгласил:
«Внимание! В здании объявляется эвакуация. Всем предлагается немедленно покинуть здание. Внимание...»
На какой-то момент я застыл в недоумении, а потом обратился к проходившей мимо работнице суда:
— Это что, шутка?
— Нет, — отвечала она, улыбаясь. — Это правда.
Делать нечего, пришлось развернуться и направиться к выходу. Из судебных кабинетов вытекали к лифтам весёлые и оживлённые сотрудники.
— Что, опять нас взрывают?
— Да... отдохнём немного».

13 октября 1999, суббота. 11 октября в арбитражном суде города Москвы была очередная эвакуация. Вчера в буфете суда покупательница спрашивает продавщицу — «Ну как, сегодня будут минировать?». Та пожимает плечами.
Забавно, что иногда по одному названию дела в арбитраже можно понять существо спора. Например — объявление в коридоре: «Военный прокурор в защиту Минобороны РФ к ЗАО «Карма».
...
В продаже: горчица «Малюта Скуратов». На пластмассовой баночке портрет опричника и подпись: «Горчица «Малюта Скуратов» напомнит Вам о противоречивости духа русского человека». Той же фирмы, что и горчицы «Пугачёв» (и «Разин»).
Сегодня по телевидению реклама (идёт уже давно): «Майонез «Хеллманс» сочетает традиционно русский вкус...»

Про Святые девяностые — всё... Заметки, конечно, отрывочные и случайные, но какой-то портрет времени из этих кусочков паззла всё же складывается: терроризм, заражённые СПИДом наркоманы, пышные празднования, безумные нищие, избиения в милиции, рекламы как из записок Поприщина, «личный туалет начальника ОМОНа», куда даже другие стражи порядка не смеют шагу ступить, и холёный кукиш Валерии Ильиничны скульптурному рабочему... Но кому-то нравится...

Заметки о Святых девяностых

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Получил заказ на музыку для комедии ужасов. Погружён в рабочий процесс.  Это, к слову сказать, будет мой первый фильм в России. Все предыдущие были  в США и Канаде (там, кстати, ещё парочка на ...
У меня сложные отношения с брендами, хотя по сути - они просты. Я не ведусь на бренды, но ведусь на качество по приемлемой цене. А вот что считать приемлемой ценой - это уже другой вопрос. Но показать я вам хотела кое-что другое. Из Японии (как мне кажется, оттуда) пришла такая штука ...
Еще  в 1930-е годы чернокожий американец, очутившийся в нацистской Германии, чувствовал больше бытовой свободы, чем у себя на родине. В Берлине он мог заходить в любой ресторан и ездить на транспорте наравне с представителями «высшей арийской расы», чего в своей родной Алабаме он ...
 Людям нужно испытывать самые разные эмоции, и возможно разница в удовлетворении от жизни между людьми зависит в том числе и от того какой баланс между негативными и позитивными эмоциями люди достигают. Всем людям нужно испытывать негативные эмоции, но по видимому при различных ...
На Большой московской окружной железной дороге километраж, вообще, довольно любопытный. Сначала он может показаться запутанным - но, если в нём разобраться - ничего сложного. Как известно, самым первым участком будущего БМО была линия Воскресенск - Егорьевск, построенная в 1870 году. ...