Заметки на полях (719). Традиции европейского пиара

топ 100 блогов ifc26.04.2020 так нежно

Пиры, благовония, танцы, песни менестрелей, рыцарские турниры и разработанный дворцовый этикет надёжно прикрывали то, о чём Западная Европа избегала говорить: художества ландскнехтов, торговлю церковными должностями, разврат епископов и самоуправство знати, которая подчас вела себя со своими же гражданами не лучше, чем в завоеванной стране. Пирующие польские шляхтичи могли для пополнения запасов ограбить соседнюю деревню, угнать скот, чтобы тут же его и пропить.

Были ли русичи благороднее? Едва ли! Последующие века показали, что и наша власть способна на всякое, но тогда, в четырнадцатом, попросту было не до того. Отчаянное порою положение страны требовало национальной спайки, уже незнакомой барствующему Западу, в силу самой географии своей избавленному от постоянных угроз вражеских нашествий. Лишь турецкая экспансия заставила западные государства пусть ненадолго, но как-то сплотиться между собой. А постоянные феодальные войны друг с другом не затрагивали главного: самой организации жизни. Те и другие были рыцари, те и другие - католики. И жили одинаково, подражая друг другу, и государей принимали свободно из иных земель, нимало не обинуясь тем, что очередной претендент подчас не понимал и языка страны, где он садился править...


Дмитрий Балашов, "Святая Русь"

Вот чего нельзя отнять у светлоликих европейцев - так это способности пиарить свой образ жизни. Как справедливо заметил русский писатель, это дело было поставлено у эльфов на поток ещё в Средневековье. Они уже тогда поняли, что для внешнего потребления следует выставлять то, что перечислено в цитате.

ЧСХ, пиар оказался настолько успешным, что многие ТП у нас веруют в "европейские идеалы рыцарства" и поныне. Веруют, потому что читали напыщенную чушь, а не, например, ехидного классика польской фэнтези пана Сапковского, коий писал в одном из своих эссе:

"Смерть Артура" возникла в "часы презрения", которые принесла Англии кровопролитная гражданская война Йорков с Ланкастерами. Мэлори описывает благочестивых, благородных рыцарей, может быть, потому что на его глазах разыгрывается ужас войны Двух Роз, цареубийство, убийства тайные, убийства на эшафоте и убийства на поле боя, продажность и предательство, осквернение трупов побеждённых противников, нарушение слова чести, пактов и законов войны, измывательство над правом убежища в церквах, невообразимая жестокость.

...Не лучше было и во времена возникновения баллад Кретьена де Труа, "Вульгаты" и героических эпосов. В континентальной Европе бушевали войны и царило предательство. Папы выкалывали глаза антипапам и приказывали возить покалеченных противников по городу, чтобы каждый мог полюбоваться. На юге Франции сотнями тысяч гибли альбигойцы, Прованс и Лангедок превратились в дымящиеся пепелища, изумительная культура этого региона вырубалась под корень. Вся Центральная Европа обратилась в бурлящий котёл, в котором исходили паром попеременно папские армии, войска гвельфов и гибеллинов, германцев и англичан, Фридриха Барбароссы, Филиппа Швабского и дьявол знает кого ещё. Эти армии воевали между собой, но истинный кошмар выпадал на долю жителей сёл и городов.

От этого кошмара имелось психическое противоядие - идеализированный образ благочестивого рыцаря без страха и упрёка, несшего ковчежец с мощами на груди и Бога в сердце. Рыцарь, который перед боем молится, а после боя, лежа крестом, всю ночь проводит в часовне, с уважением относится к поверженному противнику, не поднимает руки на безоружного, не обидит ни женщины, ни ребёнка…

* * *

И по заказу Бернара Клервоского о "благородных рыцарях" написан цикл романов "Вульгаты", именно о таких слагали романсы труверы и трубадуры. Но при этом нельзя было обойтись без легенд и мифов, поскольку в реальной-то жизни таких рыцарей не было. Рыцарь из армии Йорков или Ланкастеров, рыцарь Барбароссы либо Филиппа Швабского, рыцарь из-под Тьюксбери или Босворта, Леньяно либо Бовина был, как правило, тупым и невежественным мясником. Тащившийся же с Крестовым походом на альбигойцев рыцарь Симона де Монфора и Доминика Гузмана был самым что ни на есть обычнейшим бандитом. Убийцей.

Возникали романы о рыцарях, к которым притесняемые дамы слёзно обращались за помощью и помощь эту получали, хотя в действительности при виде приближающихся рыцарей всё население - а дамы в первую очередь - в панике убегало в леса. Писали о верных вассалах, о рыцарях, на слово которых можно положиться, хотя в действительности предательство и отступничество были основными элементами стратегии и тактики. Описывали рыцарей набожных, благочестивых, в действительности же… Да, что говорить…

В 1170 году Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, громит с амвона объявленные королем Генрихом II Плантагенетом так называемые кларендонские конституции, ограничивающие привилегии Церкви. Король перед своими верными рыцарями обрушивается на "бессовестного попа". Четверо из этих рыцарей - Реджинальд Фицурс, Уильям де Тресси, Хьюг де Морвилль и Ришард Брайто - правильно понимают и интерпретируют свой рыцарский долг перед сюзереном. 29 декабря, то есть вскоре после Рождества, архиепископа убивают на ступенях алтаря.

В 1208 году посвященные в рыцари крестоносцы сэра Симона де Монфора захватывают город Безье в Лангедоке, один из центров "еретиков" - катаров, или альбигойцев. Какой-то рыцарь спрашивает присматривающего за акцией папского легата Арнольда Амори, как отличить "наших" от "отщепенцев". "Приканчивайте всех, - говорит тот. - Бог распознает свою паству". Убивают пятнадцать тысяч человек, в основном женщин и детей.

В 1327 году король Эдуард II Плантагенет был низложен и заключён в замок Беркли. Его жене Изабелле, её фавориту Мортимеру и епископу Винчестера Орлетону живой король был неудобен. Два благородных рыцаря - барон Джон Мальтраверс и сэр Томас Гурней - получают приказ: Эдуард должен умереть, но нельзя, чтобы на его теле остались следы насильственной смерти. Верные и благородные рыцари Мальтраверс и Гурней убивают короля, вколотив ему в анальное отверстие раскалённый железный прут.


Отсюда растут ноги и у современного пиара нормальных-то стран, хозяева которых отличаются от своих описанных в цитате предков примерно ничем. Они просто научились делать всё описанное не собственноручно, а руками наёмников из ЧВК, и не в своём обустроенном Ойросоюзе, а подальше, в Африке. Впрочем, как показывает расчленённая Югославия, при надобности они снова проделают всё это и в географической Европе.

Верить эльфийскому пиару могут лишь олигофрены.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мелочи дачной жизни. Помните, я рассказывала о грузовике , который теперь живет прямо напротив нас? Соседи все лето ездили на нем даже за хлебом - не могу сказать, что нас это радовало. А в эти каникулы... мой весь покрытый зеленью забор стал ...
Вчера министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что за прошлый год Россия приняла около миллиона беженцев с Украины . А в августе прошлого года было всего 76 украинцев, получивших статус беженцев. Эту цифру назвал на заседании Совета по правам человек года заместитель главы ФМС Росс ...
Давайте по чесноку. Почему вам не нравится Лобанов. Зависть? В этом ITT треде можно наконец высказать всё, что о нем ...
      Извините, что не про сиськи, но у меня сегодня никак не выходит из головы мой 24х-летний брат, который, как оказалось, не знает о музыке, на которой я выросла, практически ничего.  И у меня совершенно нет цели заставить его ...
Когда я писал пост о так называемой программе дебилизации населения(dumbing down), то наткнулся на малоизвестное у нас высказывание, которое приписывают Александру Фрейзеру Титлеру (Alexander Fraser Tytler), шотландскому лорду и историку, жившему во времена ...