Заметки для памяти


Монашество в бенедиктинском ордене, в аббатстве Schottenstift (Schottenabtei) в Вене — ещё один из существенно важных периодов моей жизни (2000-2005), о которых немало размышляю, и который можно отнести к несбывшемуся. За семь лет до начала этого периода были два года послушничества в Обществе Иисуса (в ордене иезуитов, в 1992-1994 гг., Литва-Иннсбрук), который также закончился разрывом и уходом, но вовсе не по моей вине или вследствие какого-то проступка. А до того были два года обучения ещё в "советской" (вначале) Рижской духовной семинарии, в период "небывало духовного возрождения".
Что всё это было? Сложносплетение цепочки обстоятельств? Мрачная и неумолимая судьба? Светлое, но всегда тайное, сокровенное Божие провидение? До сих пор я этого до конца не понимаю. Однако послушничество у иезуитов привело меня через Иннсбрук в Вену, где я наконец смог получить две степени магистра (Mag. theol.), -- по католической теологии и педагогике религии, — на Факультете Католической теологии Венского университета, параллельно обучаясь тибетологии, буддологии и индологии в соответствующих университетских институтах (кафедрах). Нагрузка была адская, но и я ещё совсем молод и полон энергии и интереса к жизни.
Поступление же после этого периода в 2000 году в бенедиктинский монастырь, помимо фундаментальной духовной формации, начатой в духовной семинарии и продолженной в традиции иезуитов, дало возможность продолжить слегка прерванное интенсивное и длительное обучение востоковедным наукам в той же венской Alma Mater Rudolphina (те же тибетология с буддологией, индология, но и арабистика!) у целого ряда замечательных учёных учителей, каковое образование я также завершил (в 2014 г.) со степенями бакалавра (BA) и магистра искусств (MA). Но образование это, как ни странно, всё ещё продолжается в виде аспирантуры одновременно в Венском, а также Дрезденском Техническом универитете — в качестве индолога, а в Дрездене — историка-медиевиста.
Хотя по целому ряду причин эта двойная аспирантура невероятно затянулась, мои добрые профессора всё ещё меня терпят, ожидая завершения диссертации по индийским аскетам в сравнении со средневековыми христианскими монахами ("Die Welten indischer Asketen und abendländischer Religiosen: normative Strukturen und ihre textlichen Darstellungen").
Да и сам я надежду ещё не потерял, хотя пишу эти строки, пребывая волею всё Того же в Санкт-Петербурге, в трудные, критические для моих родителей дни. Пребывание с родителями в обветшалом родительском доме, в попытках хоть как-то, хотя бы немного облегчить их жизнь, показывает, чего стоят все мои десятилетия духовных формаций и внутреннего делания, всё это моё христианство, странно переплетающееся с восточными интелектуальными и духовными традициями.
Одно я понимаю: все наши знания, все наши науки ровно ничего не стоят, если нет в нас любви, хотя бы к самым близким нам людям, если не проливаем о них ежедневно слёзы жалости, если не обнимаем и не целуем их, если не помогаем им хотя бы самыми простыми, но конкретными делами. Устоим ли на Суде, пред Ярым оком Сердцеведа?
Телом в родном Санкт-Петербурге, но душою и сердцем в любимой Вене
19.11.2023
|
</> |