Замерзшие души (2009). Пол Джаматти потерял душу в зимнем Питере!
ru_klukva_ru — 25.05.2023 Слышали про актера Пола Джаматти? Это один из тех киноактеров на вторых ролях, которых вечно узнавали в лицо, но не помнили по имени, несмотря на весь талант и умения, а также съемки в независимом кино. На эту тему столько шутили и говорили (помню целый выпуск в передаче "Синефил"), что в конце концов его реально стали узнавать в лицо и помнить по имени. И теперь он вечно снимается во всяком громком и парашном кино типа "Новый Челопук-2". Короче, все как с Сергеем Буруновым. Они даже внешне немного похожи.А 15 лет назад до этого было еще далеко, поэтому Джаматти снялся в фильме, где целиком обыгрывал этот свой феномен "неизвестной известности" и даже прокатился ради этого в зимний Санкт-Петербург. Так получилась весьма-а-а нестандартная клюква - независимый фильм "Cold Souls". У нас дебилы-прокатчики его обозвали "Замерзшие души", хотя очевидно, что "Холодные души" было бы гораздо точнее. Снят фильм никому не нужным режиссером, американкой французского происхождения Софи Бартез, и замысел кино вырос из ее фестивальной короткометражки. Она, кстати, хотела видеть в главной роли Вуди Аллена, но... денег тогда хватило только на Пола Джаматти. А сейчас бы не хватило и на него - тем более, что режиссерша сняла всего два фильма и навсегда ушла на дно.
Итак, суть. Пол Джаматти в фильме играет самого себя - пожилого актера средней известности Пола Джаматти, который пытается вжиться в роль Войницкого в постановке "Дяди Вани". Процесс идет тяжело и трудно, Джаматти страдает, но его агент подкидывает ему инфу, что есть некая контора, которая занялась изъятием душ на хранение и это может ему помочь. Джаматти даже по фильму не шибко большого ума, поэтому повелся и посетил сие заведение, серьезное и пафосное как офис МММ.
Добрый доктор с сединой во власах любезно ему все объяснил. Действительно многие достают себе душу, чтобы облегчиться... облегчить жизнь - и хранят ее в контейнерах тут, в офисе, ну или в Нью-Джерси на складе. Помните, у "Охотников за привидениями" похожий был? Бизнес еще не отлажен законодательством, но все легально и по приемлемой цене. Джаматти в итоге откровенно ведется на этот лохотрон, как полный баран, и у него высасывают душу через голову, для чего пришлось лечь в аппарат, похожий на гигантский МРТ.
Душонка у Джаматти, кстати, оказалась очень мелкая, что его сильно уязвило. Зато чистенькая, как непереваренная белая фасоль (по-моему, ее и сняли).
Тем временем в Нью-Йорк приезжает некая гражданка из России, которая предъявляет паспорт на сложное имя "Ольга Спатова-Васильева". Прибыла в страну вроде как на операцию. Бдительный пограничник недовольно хмурит брови: "В России нет хороших врачей?" Та отвечает: "Кардиологов - niet".
Вместо кардиолога гражданка посещает ресторан на Брайтон-Бич, где какая-то певица ртом исполняет... Внезапно не "Калинку" и не песни Надежды Королевой, а один из самых популярных русских романсов "Калитка", он же "Только вечер затеплится синий..."
А все потому, что Ольга на самом деле - гражданка Нина, которая в этой компании душеприказчиков является нелегальным контрабандистом и работает на нее по-черному, без оформления по Трудовому Кодексу. Я так и знал, что эти вонючие буржуи с добренькими лицами будут на самом деле эксплуатировать наших почти задарма!
Нина поставляет скупленные в России души. Бизнес идет как у Чичикова, посредственно, но бойко.
Вот ее менеджер, Олег. Он в свою очередь работает на крышующего фирму какого-то бизнесмена, которого все зовут просто Дмитрий. Дмитрий живет как каждый нормальный новый русский - особняк, мобила и, конечно, SAMOVAR. За кадром при этом звучит Виктор Цой - что еще эти дикие русские могут слушать?
Хей, какое-то знакомое лицо... Мммм... Батюшки, да это же Сергей Колесников, который передачу "Фазенда" вел! Я так и знал, что за личиной милого добрячка скрывается какой-то гнусный злодей! Как иначе, ведь он же работал на Первом канале!
Нина занимается рекламой и скупкой душ по методу надоедливых агентов из Орифлейм. То есть, приходит к людям в тяжелой жизненной ситуации, сует визитки и уговаривает продать такую мелкую незначительную вещь. Так она обходит балетные училища, сделанные прямо в каких-то дворцах... Ведь ин Раша олвэйз BALET, оф кос!
Уговаривает военных, которые маршируют прямо напротив крейсера "Аврора"...
Ну и клиники с тяжело больными обходит, куда ж без этого.
А под конец еще и полуразваленные питерские заводы, которые не реконструировались с советских времен.
Одна рабочая, гражданочка Ольга, хочет вернуть обратно свою душу - но капиталюги в лучших традициях лохотронщиков ей отказывают, типа, сама виновата, дура. Та, как крестьяне в царскую эпоху, смиренно и послушно всплакнула, но ушла.
Нина тоже стрррррадает душевно от такого нечестного бизнеса, но уйти от него не решается. Что очень странно - она отлично знает английский, семью тянуть ей явно не надо, а зарабатывает она не шибко много, что отлично видно по квартире.
Вернемся к Джаматти. После потери души ему стало жить легко и спокойно, но ожидаемо появляются проблемы. В театре он стал играть ужасно, знакомым говорит нетактичные слова без доли сомнения, на жену не встает... Хотя его жена тут Эмили Уотсон, может, в этом деле, а не в какой-то душе...
Короче, издерганный Пол приходит к добренькому доктору, и тот вместо того, чтобы вернуть душу, разводит лоха на еще одну туфту - и предлагает взять напрокат контрабандную душу. У них таких много, от анонимных пользователей из России. Дикие русские готовы продавать свои души американцам буквально ни за что. Пол согласился и выбрал душу русской поэтессы. Ну что сказать... Роль загадочной русской души в театре он отыграл блестяще. Но после этого его начала постоянно долбить хандра. Что неудивительно - посмотрите на сны этой души, она же выросла в мрачном русском детдоме! Тут не до радости жизни.
Кроме того, Джаматти стало неудержимо рвать на Брайтон-Бич, в конкретный номер отеля - сам не знает, почему. Местечко ожидаемо подозрительное, с какими-то русскими братками в кожанках.
У русских чичиковых бизнес по-прежнему идет вяло, несмотря на понукания Дмитрия. За все это время удалось скупить только 14 душ. А чего вы хотели, придурки, вы же платите донорам жалкие десять тысяч рублей! Почку продать и то выгоднее. Неудивительно, что офис устроен на каком-то старом советском заводе, который на ладан дышит.
Неудивительно, что в доноры идут только всякие нищие, студенты и рюсськие пенсионеры.
Кстати, в этой роли донора мелькнул аж на целую секунду советский актер-эмигрант Борис Лёскин, который в западных фильмах вечно изображал наших соотечественников в мелких эпизодах. Одна из последних его ролей, между прочим. По сути, играет сам себя - старика, который продал душу за гроши.
Дмитрий дает своей спецкоманде чичиковых суровое задание. Его телка Света, типичное гламурное кисо из анекдотов, собирается играть в каком-то сериале (наверняка на Первом, я уверен) и по типичной бабьей дури хочет себе душу известного американского актера. Джорджа Клуни там или Ди Каприо - не меньше!
Естественно, сваливают все на Нину. Та в ахуе, но выполнять придется. Во время очередного посещения душевной компании в Нью-Йорке, в очередной раз сдав свою душу на органы (душа как кровь, сдать на 100% невозможно, потом она восстанавливается), Нина заходит в базу данных компании. Хотя доктор свистел Джаматти, что у них в компании много знаменитостей, Джаматти оказался единственным актерам в списках. Пришлось стыбздить его контейнер. Светка, однако, недовольна и с легким американским акцентом начинает кудахтать: "Это ше чикпи! Эта ше гарошина! Гарошина!"
Но Дмитрий ее успокоил, уговорил и всё разрулил. Так что душу гламурной кисо пересадили без последствий. Душа известного актера быстро у нее прижилась, и Света стала плясать и гулять по магазинам. Дмитрий тоже доволен и смотрит по черно-белому телеку "Электроника" какой-то медицинский фильм. Я думал сначала, что это "Клиника", но нет - актеры другие и озвучка не от МузТВ.
Конечно, Джаматти, которого просто прет от масштабов загадочной русской души, быстро обнаружил пропажу и поднял скандал. Доктор обделался, но быстро пришел в себя, с вежливой улыбкой ушел в несознанку и только дал для приема те самые таблеточки - от побочных эффектов. Джаматти, естественно, не успокоился и быстро через тот самый отель вычислил Нину. Нина, кстати, тоже уже успела проникнуться его ролями в фильмах, которые набрала в видеопрокате.
Нина в глубине остатков своей сданной на органы души - добрый человек, так что решается добровольно помочь Полу (что, кстати, грубый сюжетный ляп - она же по идее столько душ перевезла и сдала, что должна быть бездушнее камня). И они вылетают в загаженный Питер.
Я надеюсь, вы поняли истину, которую фильм пихал вам весь хронометраж - похоже, в этой вселенной девяностые так и не закончились. Россия, по крайней мере, выглядит в них точь-в-точь как тогда. И это при том, что фильм снят аж в 2009 году.
Здесь повторяется то же, что и в сегменте с Нью-Йорком - Полу Джаматти играть особо нечего, поэтому он просто страдает на фоне депрессивных видов города. Благо, это Питер, тут такого полно. Можно даже не выходить из гостиницы. Собственно, Джаматти так и делает - хандрит и мучается бессоницей в котором суперотеле советских времен, где шляется в гордом одиночестве.
Йомана рот, я реально приехал в Питер снимать в независимом кино? Ну ееееее-маеееее...
Надо отдать должное авторам фильма, они нашли настолько нищие, раздолбанные и унылые развалины Питера, какие только могли - а в 2009 г. это было уже не так просто. С таким оператором можно было бы смело снимать "Брат-3".
Оператор, кстати, почти наш - американский украино-индус Андрей Парех. До сих пор живет на Манхеттене, получил премию "Эмми" за какой-то телеэпизод и вроде как регулярно пялит режиссера фильма как официальный... э-э-э... партнер. В общем, жизнь удалась!
В результате офигенно важной детективной работы где-то за кадром Нина и Пол узнают, что его новая душа принадлежала раньше той самой рабочей Ольге. Она после провала по расторжению сделки чо-то приуныла и покончила с собой. Семьи у нее не было, детдомовская же - квартиру снимала у какой-то бабки - так что после нее осталась только куча фотографий советских времен (в России девяностые навечно, напоминаю).
В общем, хмурым утром Пол и Нина выезжают на работу по хладным брегам Невы на ее машине, каком-то раздолбанном ржавом Опеле. Странно, что не Жигулях. Видимо, на машину все накопления от контрабанды и ушли.
Пол купил теплое пальто и огромную меховую shapka с дурацкими помпонами. Параллельно Нина слушает самоучитель по английскому, явно знаменитые кассеты Илоны Давыдовой (девяностые же, напомню). Пол от такой передовой системы просто в шоке.
Дмитрий, разумеется, был в ярости, но ушел в несознанку и сказал, что ничего не знает, а душу просто не вернет. Идите в суд и там доказывайте.
Сергей Колесников, кстати, очень мощно отыграл, гораздо лучше хваленого американца. Ни за что бы не подумал, что его циничный бизнесмен это тот же веселый добряк из "Фазенды".
Примерно треть хронометража в итоге посвящена бесполезным скитаниям по убогому Питеру. Работа монтажера при этом просто волшебная. То позы в соседних кадрах не совпадают. То Пол идет между Петропавловской крепостью и Эрмитажем, т.е. в центре города - бах, в следующем кадре он идет на фоне тех же самых кораблей с Невы. Такие бесполезные хождения и путешествия в духе скитаний Раскольникова из Dostoevsky призваны показать мятущееся состояние героя. А заодно затянуть хронометраж.
Пол, как вы поняли, умом не страдает. Поэтому после выслеживания гламурной Светы он попытался устроить скандал в косметическом салоне. Баба в ярости, что муж ее обдурил, и просто ушла.
О, глядите, это же та рыжуха из "Тайны следствия"! Могли бы Анне Коваленко через нее заяву в прокуратуру бы написать...
Развязка происходит на удивление просто и предсказуемо. Света выступала на каком-то приеме, куда Нина притащила и Джаматти в белом костюме, на шухере постоять. На приеме звучал, конечно, Цой - что еще могут эти дикие русские слушать.
Когда Пол вышел на улицу, мимо него с шумом промчалась целая стая бродячих собак (!!!) и машина Нины.
Оказалось, что Нина уже подсыпала снотворное Светке, так что они просто привозят ее на тот же завод, засосывают в совершенно никем не охраняемый аппарат и быстренько пересаживают душу обратно. Та, правда, к хозяину возвращаться не особенно хотела (ну еще бы!), но Джаматти ее заставил.
Без приключений наши герои возвращаются в Нью-Йорк. Джаматти приходит в душевную фирму и видит, что ее конфисковали в пользу какого-то там фонда, который тут теперь хозяин. Душу Нины новые хозяева возвращать не собираются - только за плату. Тем более, что душа порченная, смешанная с остатками перевезенных контрабандой - так что Пол и Нина пусть сначала подумают, нужна ли она им вообще, или хозяевам ее на запчати лучше разобрать.
Заканчивается все тем, что Пол и Нина еще немного ходят на фоне депрессивных видов Нью-Йорка, а потом идут титры. А куда делась душа Ольги - я лично так и не понял.
По пересказу может показаться, что это какой-то лютый артхауз о поисках себя, самоидентификации и размышлениях о сути понятия "личность", а белая зимняя Россия это высокохудожественная метафора лимба, где обитают потерянные души, от которых отказались хозяева... Нет, нет, нет... Нет, фантазия режиссерши оказалась довольно примитивной. Так что фильм вполне прост, понятен и даже вполне качественно снят - уровень малобюджетности независимого кино практически не чувствуется. В плюс идут и русские актеры, и вполне аутентичная натура, и отсутствие лубочной клюквы... А если бы сюжет официально перенесли в конец 90-х - мне вообще было бы не к чему прицепиться. Но в целом понятно, что кино полностью воплощает голимые стереотипы о разваленной Russia, а потенциал идеи о контрабанде душ откровенно слили в унитаз - так что смотреть это особенно не нужно: есть фильмы и поинтереснее.
А Пол Джаматти сразу после этого фильма опять поехал в Россию, сниматься в "Последнем воскресении" про Льва Толстого. Но там никакой ярко выраженной клюквы нет, поэтому я про это и говорить не буду.
|
</> |