Алмаз смерти (1996) / Вне досягаемости (2004): Большие разборки в маленькой

Конечно, некоторые такие боевички в традициях времени затрагивают и тему клюквы. В частности, эта студия помогала болгарам клепать уже разобранный тут малоизвестный криминальный фильм "Хищная птица" (1995). И, видимо, потом пиндосы решили повторить этот трюк, сняв свой новый фильм в основном в Польше - благо, сюжет, основанный на каком-то криминальном романе, позволял. Сэкономленных денег хватило на Рона Сильвера, который в 90-х светился в известных боевиках (например, он злодей из "Патруля времени"), а также в роли свадебного генерала - вышедший в тираж Рой Шайдер, который тогда часто играл говорящую голову. Тут он тоже появляется раза четыре за фильм, никакой роли не играет. Сюжет оригинальностью не блистает, но все же это один из немногих жанровых фильмов девяностых, снятых в Польше. Я раньше из таких знал разве что "Прощения нет / Кровь невинных" (1995). Решил заценить. Как оказалось, клюквы мало, но кое-что можно отметить.
Сюжет фильма довольно запутанный и кишит сценарными дырами, но если коротко... Главный герой - известный журналист Тайли Виндзор, которого и играет Рон Сильвер. Играет откровенно на отцепись и ходит с одним и тем же равнодушным лицом даже когда по нему стреляют. К счастью, герой явно заговоренный, потому что ни одна пуля в него не попала даже при стрельбе в упор в спину.

Его главгер, собственно Рой Шайдер, уговаривает нашего супержурналиста забыть уже о пьянках и безделье и отправиться в Польшу. Там как раз осудили на пожизненное бывшего нацистского преступника, Маркуса Штренда. Тот почему-то очень хочется встретиться именно с Тайли и открыть ему некий секрет. Услышав, что ему надо поехать в Польшу, Тайли говорит то же, что и Рон Сильвер представителям киностудии, когда они пришли к нему с контрактом: "Нет!"

Но, как и Рон Сильвер, Тайли все-таки согласился после того, как его стали атаковать журналисты (сцены побега от них напряженные настолько, будто Тайли убегает от итальянских киллеров). По пути он остановился в Осло у своей семьи - тети и ее мужа. Дело в том, что Тайли по происхождению... немец! Его покойные матушка и бабушка сбежали из Германии перед самой войной. А его дядюшка Эрвин Кох (в дубляже его упорно называют Эрвин Коч) - бывший эсэсовец из подразделения "Тотенкомпф". И именно его имя Тайли передал Маркус Штренд через главреда. Что их связывает? Семья, потупив глазки, признается, что Эрвин служил под началом Маркуса. Более того, тот знал какой-то очень важный секрет. Настолько важный, что матушка Тайли, поговорив с ним в тюрьме, вернулась в Осло и почему-то тут же повесилась. К сожалению, Эрвин Кох с самой войны впал в детство, ведет себя как овощ, так что от него ни слова не добиться. Его даже по имени толком не называют - только "Анкл Бой".

Как потом становится ясно, вся суть в том, что в годы войны в руки Маркуса попал второй по величине в мире бриллиант "Белый ворон", который с тех пор исчез, и только Маркус знает, где тот хранится. По этой причине в погоню за бриллиантом и Тайли устремляется целая куча злодеев из разных фракций. Знакомый сюжет, не правда ли ?

Среди злодеев - инспектор варшавской полиции Зеленс... ЗелИнский! Страшный урод, бьет по лицу судью, стреляет направо и налево. Специально для слежки за Тайли вызвал некого польского суперагента из России Ванду. Диалоги с ней шикарны: "Я рад, что вы прибыли. Как дела в России?" "В России холодно!"


Кстати, польский суд явно снят в очередном варшавском дворце...

Лидер другой фракции - генерал военной разведки США Додд. Этот Додд-удод освобождал Требинку вместе с русскими (щито?!), чуть не поймал там Маркуса и с тех пор очень хочет бриллиант, считая, что он его по праву. И под конец для полного счастья за бриллиантом охотится самая приличная фракция - мадам Ханна Ротшильд, используя связи через посольство Израиля. Потому что собственно Ханна и есть настоящая хозяйка "Белого ворона", как она любезно рассказывает это Тайли в середине фильма. Подлый Эрвин в Треблинке пытался ее снасильничать, и она не нашла ничего лучше, как откупиться огромедным бриллиантом.


При попадании в Польшу Тайли получает телохранителя Дока, и они первым делом идут в ночной клуб. Там три страшных стриптизерши танцуют на столах, а вокруг топчется массовка, подозрительно похожая на набранных по объявлениям варшавских студентов.

Здесь между делом Тайли знакомится с сексапильной блондинкой - скульптором по имени София Вагнер.

Однако Док замечает какого-то шпика, который за ними шпионил в аэропорту. Развязывается драка, которая заканчивается очень неожиданно - приходит

На следующий день они приезжают в польскую тюрьму, устроенную в какой-то заброшенной кирпичной халупе этак девятнадцатого века. На входе по Тайли кто-то стрелял, но кто - неизвестно. Пора уже привыкнуть, что за героем бегают толпами шпики и убийцы, но всем по фигу.

Могучее КПП на входе в тюрьму наглядно дает представление о бюджете этого великолепного фильма. Они бы еще шлагбаум из веревочки сделали.

Ин Поланд вери хард лайф, как вы уже поняли, поэтому суровые польские полицейские проводят Тайли в темную камеру через коридор, забитый пыточными инструментами времен Средневековья. В Польше прогресс идет немножко медленнее, чем в других странах!


Маркус, к счастью, выучил тут в камере за время заключения английский. Держится он нагло и постоянно троллит Тайли. Его секрет о "Белом вороне" не такой уж секрет - он произнес шифр в виде бессмысленных цифр, которые вот уже много десятков лет знает Зелинский и охрана и добавил: "Три в одном! Используй голову!". А еще выдал семейную тайну, что бабка Тайли, оказывается, еврейка! Получается, что эсэсовец Эрвин - того... мишлинге. То-то он так зверствовал - сублимировал, скотина...

Сразу на выходе пленку с шифром отнимает генерал Додд, который явно забашлял польским охранникам без палева. Но хитрый Тайли успел подменить пленку на патриотический гимн.

Жажда денег застилает всем глаза. Уже в гостинице телохранитель Док предлагает отдать пленку и достает пистолет. Но его валит Ванда, предлагает отдать пленку и достает пистолет. Но ее валит Зелинский, предлагает отдать пленку и достает пистолет! Тогда его валит Додд, Додда мышка, мышку внучка, внучку жучка... А, нет. Тайли отказывается - и вместо того, чтобы его скрутить и побить, инспектор просто арестовывает нашего репортера типа за двойное убийство.

Конечно, польские менты настолько тупые, что даже отнюдь не накаченный Тайли дал им по мордасам и сбежал. Ой, наверно, надо было наручники на него надеть... Это становится поводом для наприжонной погоны по старой Варшаве, где Тайли перемещается из центра сразу в крепости и обратно.


Кстати, виды летней Варшавы перебивки ради тут показывают регулярно.

Сбежав от полиции, Тайли очень вовремя вспомнил о скульпторше Софии, которая как раз работала с очередной... хм... моделью.


У нее дома Тайли дозвонился до американского посольства, но вот незадача - правительство США почему-то не хочет вмешиваться, так что помочь посол может, только если Тайли сам проберется к нему. К счастью, София помогла и провезла Тайли внутрь в багажнике обычной машины поляков в 90-х - старющем Фольксвагене 1950-х годов. Ну хотя как знать, может в Варшаве тогда это и впрямь было как у нас - Запорожец.

В посольстве к Тайли подкатывает некая Джулия, которая еще в начале фильма выдавала себя за студентку журфака. На самом деле это

Разумеется, ему как-то не пришло в голову, что именно там в первую очередь его и будут искать враги. А те уже совсем озверели - Зелинский убил семью в Осло и выкрал лично Эрвина-Анкл Боя. А генерал Додд вечером вломился в редакцию и похитил самого же Тайли, допросив его с пристрастием. К счастью, враги из американских разведчиков тупые, так что Тайли легко сбежал и хрен пойми как набрел на дом, где уже лежал дохленький Эрвин. Обозленный Тайли орет на труп и пытается его допросить.

Тут и наступает развязка. С помощью напряженнейшей работы мысли и дедукции уровня обкуренного Шерлока Холмса каким-то наитием Тайли вычисляет, где бриллиант. И это, как ни странно, не ведро с квашеной капустой, как в другом известном боевике. Тут развязка ЕЩЕ КРУЧЕ! Использовать голову надо было в прямом смысле - у дяди Эрвина не зря в черепе со времен войны была стальная пластина. И не зря в Треблинке опыты на мозгах делали лучшие хирурги...
Вскрыв мозги

Ура, справедливость восторжествовала - а то этот подлый Зелинский еще и матушку Тайли повесил, подделав под самоубийство. После перестрелки с охраной Зелинского прибегает полиция. Конец и и счастье! Злодеи убиты, раненые спасены, а бриллиант достался хозяйке Ханне. Тайли в качестве компенсации сосется со страшненькой и тощей Джоан Пакулой, которую даже накрасить поленились.

Хэппи-энд! Слава этому фильму, который убедительно доказал, что чтобы жить успешно, можно и не использовать часть мозга.

А знаете, что самое смешное? Роль Софии Вагнер исполнила польская актриса... Агнешка Вагнер, которая благодаря учебе знала английский язык. Эндрю Стивенс со своей компанией поэтому не забыли ни про нее, ни про Польшу. И спустя несколько лет внезапно забахахали в этой стране еще один малобюджетный боевичок, но на сей раз со Стивеном Сигалом. Это было время, когда тот уже скатился, но на его фильмы тратили еще по 10-20 миллионов, а не как сейчас, ящик пива и работу стажеров с улицы. В итоге фильм тоже получился умеренно реалистичный и умеренно унылый, но все же с некоторой ложкой клюквочки.
Сюжет достаточно стандартный и тоже ближе не к боевику, а криминальному детективу. Сигал - очередной отставник ЦРУ, который скрывается от бывших друзей и работает лесником. Достает птичек из капканов

У него есть хобби - он помогает маленьким бедным сироткам в промежутках между полетами на ангельских крыльях. Одна из таких сироток живет в польском детдоме и ее зовут Ирена Моравская. Она отличается умом и сообразительностью, поэтому Сигал дает ей поучения, рассказывает про Наполеона и даже раскрыл секретный шифр.

Но однажды случилось несчастье! В детдом понаехали на черных бэхах здоровые амбалы под руководством какого-то дюжего блондина с такой рожей, что за версту маньяка-многостаночника видно. Девок выстроили перед ним шеренгой, как в армии, и блондин забрал их всех к себе - якобы в светлое будущее.

На самом деле, конечно, из девок стали делать... Хм... Честно говоря, смутно понятно, то ли проституток, то ли на органы... То ли и то, и другое... Да и не совсем понятно, что это за амбалы такие. Польская мафия или нет? Вроде как работают они на Америку, но вроде как турки... А блондинчика называют исключительно Полковник, хотя по пачпорту он Фейсал... Короче, опять со времен Средневековья несчастные поляки страдают от турецких набегов и захвата паночек в сексуальное рабство!

К счастью, Сигал почуял неладное, наведался в детдом и стал копать. Мафия, не придумав ничего умнее, стала просто валить причастных. Но разве можно убить бессмертного Никко, который в лучших традициях 90-х просто гуманно вышвыривает киллеров с третьего этажа польской гостиницы на глазах уличных музыкантов?

А в напарники Сигалу продюсеры взяли ту же самую Агнешку Вагнер, которая тут - следователь Кася Лето. Ходит с своими красивыми глазками, помогает в меру сил мужчине, а в целом не особенно нужна.

Моя любимая сцена - когда ее ранят в перестрелке в плечо. Она не главный герой, поэтому адски мучается и грозит нарезать кони. Добрый Сигал вместо того, чтобы отправить ее в больницу, разыгрывает из себя Рэмбо в Афгане и излечивает ее раскаленным столовым ножом и дезинфицирует ZUBROWKA!

Реальный помощник Сигала - маленький пацан, который в детдоме много заприметил, сбежал к нашему любителю детишек и является ценным свидетелем, пусть даже почти не говорит. Хороший пацан, хотя и любит пить, как каждый поляк, WUDKA уже в 12 лет.

Фейсал откуда-то знает шифр Сигала, так что заманивает его к себе на дипломатический прием с турками и прочими иностранцами. Проводится прием, конечно же! - в Доме Культуры Варшавы, знаменитой сталинской высотке. Ну как же без этого... А подставная фирма мафии вообще сделана в технологичном здании Варшавской университетской библиотеки.

Туда Сигал попал благодаря помощи старого знакомого, некого безымянного русского посла, который любит пит чай из SAMOWAR.


Вывеска посольства, как ни странно, верная.

Очень доставляет, что посол представляет Сигала на приеме всем как русского по имени... Николай Радченко! АААААА! Ну да, мы же знаем, что Сигал чистокровный русский бурят и у него рожа типичного русского бурята Николая Радченко!!! Было бы еще круче, если бы посол представлял его как Руслана Драчева, а Сигал бил злодеев с криком: "Пьииидарааааас!!!"

Сигал придумывает хитрый план и идет в польский бордель в каком-то богатом особняке, где куча шлюх разной национальности. Там он нанимает путану и с помощью хитрой схемы выманивает Фейсала на разборки. Тот повелся и прислал всех свободных братков с разномастным огнестрелом.


Вместе Сигал и Кася разыгрывают просто аццкое мочилово, которое сделано в лучших традициях Джона Ву. Сцена, пожалуй, лучшая за весь фильм - потому что экшна тут почти нет: всего тройка перестрелок и немного фирменной рукопашки жирного иллюзиониста Сигала, который умеет возникать из-за спины. Так что я ее даже специально вырезал.
И это еще хорошая сцена, учитывая, что Сигал настолько обленился, что даже для простейших трюков типа кувырка или захвата шеи вместо него пришлось ставить плохо загримированного дублера.

Концовка разыгрывается в каком-то гигантском белом дворце Фейсала, который на самом деле главное здание Политехнического университета Варшавы. Именно тут Фейсал занимался традиционным хобби злодеев тупых боевиков - фехтованием.


Финал просто лютая клюква в стиле тех же гонконгских боевиков - после совершенно дебильной фехтовальной схватки Сигал и Фейсал друг друга таранят, и Сигал подрезает злодея


Естественно, фильм на видео не окупился, так что теперь Сигал и Эндрю Стивенс снимают всякое говно в Румынии. Но это уже другая история.
Что же, будем надеяться, Польша еще что-то годное сделает в отношении клюквобоевиков, так что выпьем зубровки в честь этого и закусим kylbasa.
|
</> |