Замер дна
diak_kuraev — 19.01.202418+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ>
митрофорный протоиерей, заведующий кафедрой патрологии богословского факультета ПСТГУ, доктор богословия, доцент МДА Валентин Асмус со своей неподражаемой дореформенной орфографией ответил на актуальный вопрос:
«Александр 22.12.2023 07:25
Вопрос: В ответе на один из предыдущих вопросов, касающийся богословской тематики, а именно исполнения заповеди «Не убий», были приведены слова Святителя Афанасия Александрийского, который не только оправдывает убийство врага, но и говорит о том, что «убийство неприятелей на войне достойно похвалы». Напомните, а что говорил Христос про отношение к неприятелям или врагам? Он позволял их убивать?
Получается есть исключения из заповеди «Не убий»? Или святитель, санкционируя и даже одобряя убийство неприятеля, вольно трактует заповеди, по сути впадая в ересь?
Ответ священника:
Отвечает Настоятель:
"Вопрошающій полагаетъ, что лучше понимаетъ заповѣдь, чѣмъ святитель Аѳанасій, чѣмъ сама Церковь, которая санкціонировала посланія святителя съ цитированнымъ высказываніемъ, включивъ его въ Книгу своихъ Правилъ. Такое отношеніе къ церковнымъ авторитетамъ естественно только въ какой-нибудь сектѣ вродѣ толстовцевъ, гдѣ не признаютъ никакихъ авторитетовъ и дѣлаютъ съ Св. Писаніемъ что хотятъ.
Вѣрующій долженъ понимать, что толкователь Закона - не онъ, но Самъ Законодатель. Въ книгѣ ВВторозаконіе гдѣ въ 5 главѣ изложены 10 заповѣдей, въ главѣ 7-й сказано: «И истребишь всѣ народы, которые Господь, Богъ твой даетъ тебѣ» (ст. 16).
Войны были всегда. Но Христосъ говоритъ, что съ Его приходомъ началось особое, болѣе глубокое раздѣленіе: «Не миръ пришелъ Я принести, но мечъ» Мѳ. 10, 34; Мр. 14, 43 (ср. Лк. 12, 51). И даже ближайшимъ ученикамъ Своимъ Онъ говоритъ: продай одежду свою и купи мечъ» Лк. 22, 36. Правда, оказалось, что у нихъ уже есть два меча (стъ. 38). Еретикъ - не св. Аѳанасій, который какъ православный видитъ вопросъ всесторонне, еретикъ - тотъ, кто свое узкое, одностороннее видѣніе объявляетъ единственно возможнымъ и всѣхъ инакомыслящихъ зачисляетъ въ еретики".
***
Тут вот некоторые говорят о провале в средневековье.
А ученые протоиереи уже возвещают стандарты много более архаичных, ветхозаветных времен. «И истребишь всѣ народы, которые Господь, Богъ твой даетъ тебѣ» (Втор 7, 16).
А мог бы Валентин Валентинович ибн Фердинандов сказать проще: «и дал бог Путину народ Украины на истребление».
А еще лучше — предложить список народов, предписанных к священному истреблению. Половцы, печенеги, англосаксы, рубинштейны... Кто там еще?
***
Полная цитата из св. Афанасия Великого: "О том, что происходит в жизни, найдем различия, зависящие от обстоятельств. Например, убивать не позволено, но истреблять неприятелей на войне и законно, и достойно похвалы, почему отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, им воздвигают памятники, которые возвещают об их заслугах. Так одно и то же в каком-то случае и в какое-то время непозволительно, а в каком-то случае, когда оказывается благовременным, позволяется и не воспрещается".
Тут нет напряга и попыток включить личное совестное христианское чувство для того, чтобы отличить справедливую войну от несправедливой. И в этом отличие от средневековой концепции войны. Исторически сие понятно, т.к. Афанасий писал еще до Августина.
Но заведующий кафедрой патрологии в 21 веке мог бы понять, что
вокруг мнения Афанасия все же не сложился «консенсус патрум». И
помнить, что это нравственное различие войн прописано в «Основах
Социальной концепции РПЦ», принятых архиерейским собором в 2000
году: «существуют области, в которых священнослужители и
канонические церковные структуры не могут оказывать помощь
государству, сотрудничать с ним. Это: а) политическая борьба,
предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных
политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны».
|
</> |