Заменит ли ИИ историков?

Кто лучше сочиняет историю: историки или ChatGPT?
Будут ли историки действительно заменены искусственным интеллектом? Они все еще сомневаются. (Washington Post)
Вот оно, прямо на втором месте в списке профессий, которые подвержены наибольшему риску быть замененными ИИ: историк.
Сара Вейксель, бывший историк Смитсоновского института, которая сейчас возглавляет Американскую историческую ассоциацию, впервые услышала об этом списке во время отраслевой конференции в Калифорнии. «Ты видела, что нас всех заменяют искусственным интеллектом?» — спросил ее кто-то. Это было сказано в шутливом тоне, но в комментарии чувствовалась нотка беспокойства.
Исследователи из Microsoft сравнили, как люди используют искусственный интеллект для выполнения задач, составляющих сотни профессий, и опубликовали список из 40 профессий, которые в наибольшей степени пересекаются с запросами ИИ, и 40 профессий, которые пересекаются с ним в наименьшей степени. В недавно обнародованном исследовании «Профессиональные последствия генеративного ИИ» историки заняли второе место после «переводчиков и синхронистов» в рейтинге профессий с «наивысшим показателем применимости ИИ». Для историков 91 % их рабочей деятельности в той или иной степени покрывалось запросами ИИ.
«Это абсурд», — сказал Вайксель. «Это фундаментальное недопонимание того, чем занимаются историки и кто они такие».
Разговоры о способности ИИ уничтожать рабочие места достигли пика этим летом. Руководители корпораций хвастаются этим. Компании, занимающиеся ИИ, рекламируют предполагаемую способность своей технологии уничтожать рабочие места для белых воротничков. Практически все, кажется, озабочены тем, как защитить свою карьеру от ИИ.
Microsoft заявила, что ее исследование не является окончательным. «Наши данные не указывают на то, что ИИ заменит эти рабочие места или что чат-боты смогут полностью выполнять какую-либо одну профессию», — заявил Киран Томлинсон из Microsoft Research, добавив, что «большие языковые модели не всегда подходят для всех задач, которые входит в обязанности той или иной профессии, включая многие из тех, которые выполняют историки».
Тем не менее, это исследование вызвало появление новостных статей и постов в социальных сетях с громкими заголовками, такими как «Остались ли еще профессии, безопасные для ИИ?». Оно присоединилось к другим недавним исследованиям, объединенным идеей о том, что самыми лакомыми мишенями для ИИ станут «лошадки» информационного мира, включая программистов и писателей всех мастей. А теперь и историки.
На фоне ажиотажа вокруг ИИ эксперты тщательно изучают данные о занятости в поисках признаков влияния ИИ, но пока что не нашли никаких доказательств в ту или иную сторону, сказал Мэтью Мартин, старший экономист Oxford Economics в США.
«Существует опасение, что ИИ заберет работу у всех», — сказал Мартин. «Пока еще рано так говорить».
Но некоторые историки скептически относятся к тому, что ИИ придет за ними, и эта точка зрения основана на их профессиональном опыте и на том, что они уже слышали подобные вещи раньше. Их точка зрения также может дать надежду другим профессиям, которые, по прогнозам, будут вытеснены ИИ.
Как и многие другие гуманитарные специальности, специальность «история» в колледжах на протяжении десятилетий сталкивается с сомнениями относительно своей полезности. Еще в конце 60-х годов губернатор Калифорнии Рональд Рейган (республиканец) подверг сомнению целесообразность «субсидирования интеллектуального любопытства» вместо инвестирования в практические специальности. Согласно данным правительства, в настоящее время колледжи выпускают примерно на 20 процентов меньше специалистов по истории, чем десять лет назад, поскольку студенты массово устремляются на факультеты информатики и инженерии.
Тем не менее, по данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, уровень безработицы среди недавних выпускников исторических факультетов (4,6%) ниже, чем среди выпускников факультетов информатики (6,1%). История — одна из самых популярных специальностей среди сотрудников Конгресса, а историки находят работу в самых неожиданных местах, таких как Агентство национальной безопасности и компания American Girl, производящая куклы. [Продолжают придумывать в прямом эфире.]
«Мы — универсальные игроки внутреннего поля в бейсбольной команде рабочей силы», — сказал Брендан Гиллис, историк, курирующий работу Американской исторической ассоциации в области преподавания и обучения.
Хотя Уэйксел утверждает, что конец историков не близок, она все же ожидает, что ИИ изменит то, как она и ее коллеги выполняют свою работу. Американская историческая ассоциация недавно обнародовала рекомендации по ответственному использованию этой технологии в историческом образовании. Другой комитет изучает передовой опыт применения ИИ в исторических исследованиях, надеясь, что эта технология может быть использована для ускорения исследований в области массивных коллекций документов.
«Люди действительно считают ИИ угрозой», — сказала Вейксел. «Но генеративный ИИ не может заменить экспертные знания».
По ее словам, это связано с тем, что эти программы не могут по-настоящему понимать информацию и контекстуализировать ее так, как это делают историки. Она вспомнила, как ее научный руководитель в университете сказал ей, когда она готовилась к устным экзаменам, что ей не нужно беспокоиться о запоминании конкретных дат: Есть вещи, которые можно посмотреть, а есть вещи, которые нужно знать, и то, что нужно знать, — это как интерпретировать события в более широком контексте.
Чтобы сравнить работу человека с ИИ, в исследовании Microsoft профессии были разбиты на рабочие задачи, определенные базой данных O*NET, своего рода словарем профессий, разработанным при помощи Министерства труда.
В исследовании рабочие задачи сравнивались с набором данных из 200 000 разговоров между пользователями и искусственным интеллектом Bing Copilot от Microsoft, чтобы найти случаи, когда ИИ, по-видимому, успешно выполнил аналогичную задачу.
Исследователи обнаружили, что профессии, наиболее подверженные риску со стороны ИИ, связаны с письменной работой, продажами, обслуживанием клиентов и программированием. В первую десятку вошли переводчики и переводчики, затем историки, за ними следуют: стюардессы, торговые представители услуг, писатели и авторы, представители службы поддержки клиентов, программисты ЧПУ, телефонные операторы, билетные агенты и туристические клерки, а затем дикторы и радио-диджеи. Наиболее безопасные профессии, как правило, связаны с физическим трудом или работой с оборудованием: посудомойщик, кровельщик, бальзамировщик. Профессия, которая, по оценкам, наименее подвержена влиянию ИИ: оператор драги.
Исследование также указывает, что работа с высокой степенью дублирования ИИ «не означает, что рабочая деятельность выполняется в полном объеме все время».
База данных определяет историка как человека, который исследует, анализирует, записывает и интерпретирует прошлое, зафиксированное в источниках.[«Интерпретируют», вот-вот.]
По иронии судьбы, база данных O*NET, использованная для исследования, указывает историка как профессию с «яркими перспективами», которая, как ожидается, будет быстро расти в ближайшие несколько лет.
Существует много неопределенности относительно того, как будет проходить революция ИИ, хотя исследования, как правило, сходятся во мнении о том, какие виды работ подвержены наибольшим потенциальным потрясениям, сказал Марк Муро, сотрудник Брукингского института, который изучал влияние ИИ на работу. Тем не менее, по его словам, людям, вероятно, не следует делать радикальных изменений в карьере на основе прогнозируемого воздействия.
«Я думаю, что было бы опрометчиво резко менять свой путь на основе текущей информации», — сказал Муро. «Но и самоуспокоенности тоже не место».
Исследователи Microsoft в своем исследовании отмечают, что прогнозировать влияние технологий на рынок труда довольно сложно. Они приводят в пример появление банкоматов, которое началось в США в 1970-х годах и автоматизировало большую часть работы банковских кассиров. Однако банкоматы фактически привели к увеличению числа рабочих мест для банковских кассиров, поскольку банки открыли больше филиалов, и кассиры смогли сосредоточиться на других задачах — эта тенденция сохранялась на протяжении десятилетий до появления онлайн-банковских услуг в последние 15 лет, что привело к сокращению числа рабочих мест для кассиров.
Вейксель выразила уверенность в будущем историков.
«Не беспокойтесь, — сказала она. — Мы никуда не уйдем».
История вынесет свой приговор.
Кстати о переводах: знакомые переводчики (в США) сказали, что работы в последний год на самом деле стало заметно меньше.
|
</> |