Зал инкунабул. Кабинет Фауста

топ 100 блогов j_e_n_z_a06.02.2024 Зал инкунабул. Кабинет Фауста
О. Кочеткова. Кабинет Фауста. 1880

«... Пестро расписанные крестообразные своды плафона опираются на массивный серединный столп, составленный из четырех соединенных в одно колонн. Две стрельчатые оконицы с своими розетками и трилистниками из цветного стекла; громадные шкафы, которых далеко выдающиеся карнизы поддерживаются витыми колонками, возвышаются до самого свода; тяжелый стол и кресла, пюпитр для письма, какой можно видеть еще на старинных ксилографах, ...»

Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Кабинет Фауста.

«на нем часы с кукушкою для боя и арабский зеленый глобус с астролябиею, а сверху на невидимой нити спокойно парящий вампир, скамья для чтения книг, обложенных цепями: все, до неуклюжих растопыренных петель и запоров на боковых дверцах и до чернильницы, напоминает монастырскую библиотеку пятнадцатого "типографского" столетия.
... Над капителями колонн среднего столба нарисованы красные гербы первых типографщиков — Фауста и Шеффера из Майнца, Зензеншмидта и Фриснера из Нюренберга, Тер-Гернена из Кельна, Венцлера из Базеля ...»
Прогулка по Императорской Публичной Библиотеке. 1872

Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Кабинет Фауста.2020

Готическая зала, или Кабинет Фауста, построен и мебелирован в средневековом стиле в 1857 г. по проекту архитекторов И. И. Горностаева и В. И. Собольщикова. Это самый своеобразный уголок Библиотеки. Он напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре «Кабинета Фауста» стоит статуя германского первопечатника Иоганна Гутенберга.
Здесь собраны книги, изданные до 1501 года. В то время они были редкостью и стоили так дорого, что их приковывали к стене, чтобы спасти от похищения. Книги, собранные в этом зале, называются инкунабулами, т.е. колыбельными, так как это — первые детища книгопечатания.
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Кабинет Фауста. Фото И.Ф. Барщевского

Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Инкунабулы.

Зал инкунабул. История.
Одной из угловых комнат нижнего этажа Библиотеки долго не могли найти применения и использовали ее главным образом для регистратуры и склада вновь поступивших книг. По мере упорядочения фондов было решено сосредоточить здесь все имеющиеся инкунабулы. В 1857 г. по инициативе библиографа, книговеда Рудольфа Ивановича Минцлова архитектором Иваном Ивановичем Горностаевым и под руководством Собольщикова была воссоздана обстановка монастырской библиотеки XV в., создана «Готическая зала» («Кабинет Фауста»).

По чертежам и рисункам И. И. Горностаева столяр Библиотеки Василий Власов сделал основные работы: арки, коробки для проемов дверей и окон в средневековом стиле, обработал штукатуркой и украсил «лепною работой» столб, сделал мебель и шкафы для книг с выдвижными ящиками. Мелкие детали (фигурные железные петли, фигурный замок с деревянными ручками и пр.) изготовил слесарь Алексей Степанов. Витражи исполнил резчик по стеклу Попов. Художественной росписью сводов потолка, стен в арках и колонны занимался академик Алексей Иванович Травин, приглашенный для этих работ М. А. Корфом33.
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Зал инкунабул («Кабинет Фауста») (1858 г.).

В материалах к отчету Библиотеки за 1857 г. Собольщиков писал:
"Зала эта, по незначительности своих размеров, должна была наполниться исключительно одними первопечатными книгами, и так как в ней нужно было делать новые шкафы и произвести некоторые работы для приличной отделки, то обстоятельства эти подали мысль обделать новое помещение первопечатных книг в современном им стиле, т. е. во вкусе XV века. Намерению этому благоприятствовало само устройство залы. Разделенная первоначально с общим помещением Библиотеки, зала эта предназначена была для дублетов и разных ненужных вещей, а потому своды ее основаны были на массивном четырехугольном столбе. Столб этот, переделанный в группу колон, и тяжелые своды, украшенные прошлою живописью и лепною работой, приняли весьма удачно средневековый характер, а цветные стекла вновь сделанных стрельчатых окон, тяжелые, сделанные из простой сосны шкафы и такого же рода мебель, все окрашенное темной краской, под цвет старого дерева, дополнили выражение времен Гутенберга, Фауста и Шеффера. Таким образом, прежняя простая кладовая превратилась в изящное помещение для обширного отделения"34.
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Элемент окна.
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Фрагмент росписи сводов И.И. Горностаева.
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Над капителиями колонн надписи, которые гласят, "здесь стоят первинцы типографского искусства" и что "имя Иогана Гутенберга - изобретателя книгопечатия останется жить вечно".

Работы были закончены в конце 1857 г., а 22 января 1858 г. Зал инкунабул был торжественно открыт. В нем было собрано до 7000 инкунабул, «большей частью еще одетых в их первобытные переплеты».

Узкая комната в одно окно, находившаяся рядом с «Кабинетом Фауста», была отделана в то же время (1857 г.) и стала дополнением к средневековому залу. Она содержала в себе произведения знаменитых типографов Альдов и Эльзевиров.
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Зал инкунабул («Кабинет Фауста»).

В 1858 г. в Зале инкунабул к средневековому ее убранству прибавилось:
"Поставец для книг с цепями, к которым они прикреплялись; часы с кукушкою для боя; огромный, поворачивающий на своем стержне, аналой для нотных фолиантов. Все три предмета были выполнены весьма изящно и совершенно в средневековом стиле по рисункам И. И. Горностаева"37.
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Когда в Библиотеку однажды приехал министр Императорского двора, граф Александр Владимирович Адлерберг, Корф привел его в готическую комнату.
"Граф не видал еще залы, устроенной для хранения инкунабул (“средневековая зала”), – вспоминал Собольщиков. – Строгий и мрачный стиль довольно удачно выразился во всех подробностях убранства и меблировки этой залы… Вечерний эффект поразил министра, и первые слова его были: “Ого, какая роскошь! Это, я думаю, обошлось вам не дешево”… Вместо ответа, барон (Модест Андреевич Корф – Н.Щ.) сделал министру вопрос: “А как Вы полагаете, граф, сколько мы истратили на эту залу?”. Подумав немного и оглянув еще раз залу, министр сказал: “Тысяч двадцать, я думаю”. Барон поворотился ко мне с вопросом: “Сколько мы издержали?”. Я ответил без запинки: “2200 рублей на эту залу и на небольшую комнату рядом, отделанные вместе”. – “Вы шутите!” – сказал министр"38.
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Зал инкунабул. Кабинет Фауста
Адрес: Санкт-Петербург, пл. Островcкого, д. 1-3

источник 1
источник 2

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Первый вопрос вообще, пожалуй, глупый, но мне кажется довольно важным. Я пока в объявлениях о вологодском фестивале называю даугавпилс даугавпилсом. Тут все понимают. Но у нас будут и любительские команды, и совсем новички. Как лучше/правильнее/грамотнее это называть - и в официальных ...
Доброго утра всем!! Хорошего дня и настроения! А завтра ...
дорогие горожане и одноклеточные скажите, а никто не готов показать красоты города сегодня вечером приезжей паре из далекой Сибири (маме и дочке, не прельщайтесь, извращенцы) с 22.30- например до 00.15 с доставкой к Ленинградскому вокзалу? Чего будет стоить показать красоты города в ...
Серебрякова Зинаида «Спящая девочка (Портрет спящей дочери художницы 1923 Холст, масло 58х104 Собрание Р.Тимофеевой       ...
В номере - 16 полос. 01 - Гафт и Филиппенко: коротко о главном. В концертном зале Физтеха аншлаг: приехали два известных артиста — народный физтех России Александр Филиппенко и народный артист России Валентин Гафт. (Продолжение на стр. 14-15). 02 - Неделя Физтеха. Мартовские ...