Закидайте меня тапочками, но я не представляю себе
sart27 — 22.01.2011Гробница Кира Великого в Пасаргадах, первого монарха в мире, основателя Персидской империи.
Первым опытом культового зодчества стал в 1924 году деревянный Мавзолей на главной площади страны. Изготовленный в рекордно короткие сроки растерянным Щусевым, он имел в своей основе гробницу Кира Великого (IV в. до Р.Х.; памятник сохранился на территории нынешнего Ирана и до сих пор считается там святыней), и ступенчатые шумерские зиккураты. Замененный на мраморный, ленинский Мавзолей все равно сохраняет родовые черты сходства с последним пристанищем легендарного царя персов, покорителя Вавилона, победителя богатейшего лидийского правителя Креза.
Синкретический проект Дворца Советов, составленный, как жених в Гоголевской пьесе, из фрагментов зданий разных архитекторов, возможно и был постепенно сконструирован в угоду Сталину во много раз увеличенную копию гробницы царя Мавзола (Мавсола) в Галикарнасе. Это исполинское надгробие (современники считали его самым большим строением), одновременно напоминавшее и греческий храм, и египетскую пирамиду, входило в число семи чудес света; отсюда же происходит известное на всех языках слово «мавзолей». Не будем приводить параметры усыпальницы – после сталинской гигантомании они уже кажутся вполне скромными и не впечатляют современного человека. Скажем только, что статуя Мавзола была всего-навсего три метра…
… Вдова Мавзола,
заказавшая греческим зодчим памятник, умерла, не дождавшись
окончания постройки: супруги были погребены вместе, и потому две
фигуры вместо одной стоят на колеснице – на головокружительной
высоте, под облаками - над всей греческой ойкуменой,
над всем античным миром.
Видимо, Сталин, внезапно затормозивший постройку Дворца Советов,
тоже рассчитывал на то, что после его смерти купол будут венчать
две статуи - так же как и Мавзолей превратится в двойную
усыпальницу.
Косвенное подтверждение тому, что Сталин видел рисунки реконструкции этого несохранившегося «чуда света» (а причислено к таковым оно было именно за свои размеры), можно найти в характере переделок первоначального проекта Дворца. Б. Иофан или сам догадался, или ему подсказали направление «улучшения» Дворца, но изменения все шли в сторону сближения «коммунистического чуда света» с древним образцом: фриз с голыми(!) физкультурниками на том месте, где на гробнице Мавзола – барельеф с изображением войны греков с амазонками, увеличение количества статуй по периметру в нишах (в проекте, переработанном в годы войны, добавлялся пояс из 15-метровых скульптур в нишах между пилонами на высоте 100 метров), - все это усиливало и подчеркивало сходство с легендарным памятником князю Мавзолу. Отметим особо: памятником чужаку, варвару, малоазийскому – восточному - князю, правившему греками… М.Л.Гаспаров: "Сооружение было высотой с десятиэтажный дом: наверху, над усыпальницей, стояла гигантская статуя Мавзола с его негреческим, безбородым и усатым лицом. Сто лет назад греки ужаснулись бы такой постройке для варварского князя, в которой Греция смешалась с Востоком. Теперь ею восторгались."