Загадочные картины мира. Триумф смерти

В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...

«Триумф смерти» — картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в период с 1561 по 1563 год.

Картина представляет собой панораму выжженной бесплодной земли,
на которой армия скелетов сеет ужас, хаос и смерть, подвергая
мирных жителей всевозможным пыткам. Обречённые в страхе
разбегаются, кто-то пытается дать отпор, а кто-то просто играет на
лютне, предпочитая не замечать происходящее. Скелет в центре
картины верхом на коне яростно косит людей огромной косой, и
обезумевший люд беспорядочной толпой стремится в убежище, которое
оказывается огромной ловушкой в форме гроба. Все без разбора — от
крестьянина до короля — становятся жертвами торжествующей смерти.
Мир гибнет под похоронный бой колоколов, раскачиваемых скелетами в
верхнем левом углу картины.
Изобилие элементов на картине отражает многие аспекты повседневной
жизни XVI столетия — от деталей одежды до популярных развлечений,
таких как игральные карты и нарды. Брейгель изобразил различные
музыкальные инструменты, старинные механические часы, сцену охоты и
похоронный обряд, а также разнообразные казни — колесование,
повешение, обезглавливание, и даже утопление с привязанным к шее
жёрновом.
В «Триумфе смерти» Брейгель соединил две разные изобразительные
традиции — привычную для него гравюру Северного Возрождения на тему
Пляски смерти и итальянскую концепцию Триумфа смерти, которую он
мог видеть на фресках Палаццо Склафани в Палермо и кладбище
Кампо-Санто в Пизе.
Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что в «Триумфе
смерти», как и в других работах схожей тематики — «Безумной Грете»
и «Падении мятежных ангелов» Брейгель выразил общественные
настроения тревоги и неопределённости, царившие в суровой атмосфере
Испанских Нидерландов накануне Нидерландской революции.
История картины прослеживается до 1614 года, когда она впервые достоверно упоминается в описи имущества Филипса ван Валкениссе из Антверпена. К 1745 году, сменив нескольких владельцев, картина оказывается в собственности Изабеллы Фарнезе. До 1827 года она остаётся во дворце Ла-Гранха, после чего передаётся в музей Прадо, где и хранится по сей день.