Загадочные картины мира. Сатурн, пожирающий своего сына
zhivopis_vl — 09.07.2023В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...
«Сатурн, пожирающий своего сына» (Saturno devorando a un hijo) —
роспись испанского художника Франсиско Гойи, написанная между 1819
и 1823 годами на стене его «Дома Глухого». Одно из 14 подобных
изображений, которое позднее было переведено на холст и ныне
хранится в Музее Прадо.
Композиция первоначально, согласно инвентаризации в 1828—1830 годах
друга Гойи Антонио Бругады, находилась среди панно, расположенных в
столовой художника на нижнем этаже «Дома Глухого». В числе других
«Мрачных картин» была переведена на холст художником Сальвадором
Мартинесом Кубельсом по просьбе французского банкира Фредерика
Эмиля д'Эрлангера для показа на Всемирной выставке 1878 года.
Работа не привлекала покупателей и поэтому в 1881 году была
подарена Музею Прадо.
Согласно традиционному толкованию на картине изображён Кронос, который, опасаясь быть свергнутым своим отпрыском, пожирал всех своих детей. В отличие от классического сюжета греческой мифологии, где Кронос проглатывал своих запелёнутых детей, здесь сумасшедший Кронос терзает плоть. В том числе и поэтому картина Гойи схожа с подобной картиной Рубенса «Сатурн». Однако в картине Рубенса Сатурн хладнокровен и реалистичен, уверен в себе. В сюжете же у Гойи Сатурн — безумный монстр с нереалистическими пропорциями тела. Пространства картины ему не хватает, поэтому он принял неестественное положение.
В 1819 году Гойя приобрёл дом вблизи Мадрида, расположенный на
берегу реки Мансанарес. Жители округа называли это двухэтажное
строение «Виллой Глухого» (Quinta del Sordo). И хотя это название
относилось к прежнему владельцу, но после тяжкой болезни,
перенесённой Франсиско Гойей в 1792 году и вызвавшей у художника
глухоту, старое название дома было вполне применимо и к художнику.
В период с 1819 по 1823 годы, до переезда в Бордо, Гойя создал
серию из 14 фресок, которые он нарисовал на стенах дома. В возрасте
73 лет, пережив две тяжкие болезни, Гойя находился в весьма мрачном
состоянии духа. Как патриота его также не могли не расстраивать
неудачи Испанской революции, начавшейся в те же годы. Поначалу Гойя
создал фрески на более светлую тематику, но в вышеуказанный период
он написал поверх этих работ новые фрески, получившие название
«Чёрных картин». Фрески, изначально не предназначенные для
публичного просмотра, демонстрировали сцены исполненные насилия,
жестокости и безысходности.
Своим работам на стенах «Виллы Глухого» Гойя не дал никаких
названий. Все названия фрески и полотна получили уже после его
смерти. Поэтому за картиной закрепилось несколько имён: «Сатурн,
пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или
просто «Сатурн».