Загадочные картины мира. Откуда мы пришли? Кто мы? Откуда идем?

В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897—1898; D’où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous?) — одна из наиболее знаменитых картин Поля Гогена. Созданная на Таити, в настоящее время находится в Музее изящных искусств в Бостоне, Массачусетс, США.

Гоген отправился на Таити в 1891 году в поисках общества более
природного и простого, чем его родное французское. В дополнение к
нескольким другим созданным им картинам, которые выражают его
индивидуалистическую мифологию, он начал эту картину в 1897 и
закончил в 1898 году. Сам художник считал произведение возвышенной
кульминацией своих размышлений. Закончив полотно, он пытался
совершить самоубийство, приняв мышьяк, но доза оказалась слишком
большой, и приступ сильнейшей рвоты спас ему жизнь.
Хранители Бостонского Музея изящных искусств, где картина находится
в настоящее время, постоянно меняют свои записи об истории владения
картиной по мере обнаружения новых фактов. В 1898 году Гоген
отправил картину Джорджу Даниелю де Монфрейд в Париж. Затем она
переходила и продавалась нескольким другим парижским и европейским
торговцам и коллекционерам, пока не была куплена Галереей Марии
Гарриман в Нью-Йорке в 1936 году. Бостонский Музей изящных искусств
приобрёл её у Галереи Марии Гарриман 16 апреля 1936 года.
Картина выставлена в Музее изящных искусств (номер 36.270) в
коллекции Томпкинса, часть Галереи Сидни и Эстер Рабб (которая
демонстрирует европейское искусство 1870—1900 годов). Она
приблизительно 1,5 м высотой и более 3,6 м длиной.
Гоген задумал покончить жизнь самоубийством после завершения
этой картины, что он пытался сделать и ранее. Он указал, что
картину нужно читать справа налево — три основные группы фигур
иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с
ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует
ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по
замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти,
кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у её ног
«странная белая птица… представляет бесполезность слов». Голубой
идол на заднем плане, по-видимому, представляет то, что Гоген
описал как «потусторонний мир». О полноте картины он сказал
следующее: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои
предыдущие, но и что я никогда не создам что-то лучше или даже
похожее».
Картина является ключевой в новаторском постимпрессионистском стиле
Гогена; его искусство подчёркивало чёткое использование красок и
толстых мазков, принципов импрессионизма и в то же время стремилось
передать эмоциональную или экспрессионистскую силу. Оно возникло
вместе с другими авангардными течениями XX века, включая кубизм и
фовизм.
|
</> |