Загадочные картины мира. Обезглавливание Иоана Крестителя
cand_orel — 18.07.2023В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...
«Обезглавливание Иоанна Крестителя» — картина итальянского художника Караваджо, написанная в 1608 году на Мальте. Единственная известная на данный момент картина с его подписью.
На картине изображена казнь Иоанна Крестителя в присутствии
Саломеи, приготовившей для его головы золотое блюдо. Стоящая рядом
женщина, идентифицируемая как Иродиада или просто случайная
свидетельница, с ужасом наблюдает, как надзиратель приказывает
палачу довершить казнь отсечением головы Иоанна кинжалом. Данная
сцена, популярная у итальянских художников вообще и у Караваджо в
частности, упоминается в Библии лишь косвенно, и вероятнее всего
позаимствована из сборника «Золотая легенда».
Как и прочие работы позднего творчества Караваджо, картина
характерна минимумом деталей и реквизита. Размеры полотна позволили
изобразить персонажей примерно в натуральную величину, несмотря на
то, что значительная часть картины представляет собой пустое
пространство.
Согласно книге искусствоведа Джона Варриано «Караваджо: искусство
реализма» (2006) фоном для картины послужило изображение тюрьмы из
уложения о наказаниях Ордена госпитальеров.
Картина написана в 1608 году в качестве алтарной по заказу
мальтийского Ордена госпитальеров, кавалером которого Караваджо
стал в том же году, и является самой большой из всех алтарных
картин мастера. Со времени написания она постоянно находится в
соборе Святого Иоанна на Мальте, для которого и создавалась. Служба
в Ордене оказалась для Караваджо недолгой — вскоре он вновь
оказался в тюрьме за преступление, записей о котором не
сохранилось, однако ему удалось осуществить побег с острова. Спустя
полгода после принятия в Орден он был заочно лишён сана
мальтийского рыцаря с формулировкой «гнилой зловонный орган».
Церемония прошла в Оратории — том же самом зале, где находилось
творение Караваджо.
Тема казни Иоанна Крестителя была продолжена художником в
последующих работах. Одна из них находится в Лондонской
национальной галерее, другая — в Королевском дворце в Мадриде.
Возможно, Караваджо намеревался отправить какую-то из картин в дар
Великому магистру Ордена Алофу де Виньякуру, чтобы заслужить его
прощение, но точных сведений об этом нет.
«Обезглавливание Иоанна Крестителя» дошла до нашего времени в очень
плохом состоянии, пройдя реставрацию только в 1950-е годы к
знаменитой выставке в Риме 1955—1956 годов, обратившей к работе
значительный интерес.
Во время реставрационных работ на картине была обнаружена подпись
автора, символически помещённая им под лужей крови раненного
Иоанна, и которая немедленно стала предметом дискуссий. Одни
считают, что Караваджо подписался f. Michelang.o (где f означает
его принадлежность к братству Ордена), но более распространено
мнение, что подпись гласит «Я, Караваджо, сделал это», подразумевая
собой признание в преступлении — возможно, в убийстве Рануччо
Томассони в 1606 году, из-за которого художнику пришлось бежать из
Рима.