
ЗАГАДОЧНАЯ КЛАРА ПЕТЕРС


Часть 3.
Сейчас предполагается, что кисти Клары Петерс принадлежит более сотни картин. На самом деле точную цифру установить невозможно по нескольким причинам. Сама художница подписала 31 картину (то есть, это, конечно, те картины, который дошли до наших дней и известны искусствоведам). При этом 18 ее подписных работ (то есть фактически большая часть) относится к периоду с 1607 по 1621 год. Далее есть ещё 76 натюрмортов, не имеющих подписи Петерс или каких-либо иных документальных свидетельств, позволяющих связать ее с ними, но атрибутируемых за ее авторством чисто по техническим и стилистическим характеристикам.

Любопытно, что иногда Клара Петерс оставляла свою подпись в виде выгравированной надписи на боковой стороне рукоятки ножа, изображенного на картине. Это был нож, украшенный двумя обнаженными женскими фигурами на видимой основной стороне рукоятки, что типично для так называемого «ножа невесты» (bruidmessen). Ювелиры Антверпена производили такие серебряные ножи на рубеже 16 и 17 вв. Честно говоря, я не смогла найти информацию о том, какие особые свадебные обряды были связаны с этим атрибутом (может, им разрезали свадебный торт?). Все поисковики выбрасывают меня на сайты, связанные с Кларой Петерс, из чего можно сделать вывод, что такой «нож невесты» - одна из отличительных особенностей ее творчества. И опять исследователи теряются в догадках, действительно ли у Клары был такой нож, довольно дорогой, судя по всему, который мог бы стать еще одним доказательством того, что уже в период между 1607 и 1618 годами она вступила в брак, или же этот нож был всего лишь плодом ее художественной фантазии.



Как бы там ни было, Клара Петерс была одним из тех художников, которые заложили основы жанра натюрморта в голландском и фламандском искусстве 17 века и весьма поспособствовала тому, чтобы он стал одним из ведущих в этих двух художественных школах. Основными темами ее творчества были цветочные натюрморты и так называемые «завтраки», то есть натюрморты с разной едой. Вообще сейчас искусствоведы утверждают, что до того момента, как в 1607 году Клара Петерс со своими картинами буквально ворвалась в художественный мир Антверпена, в Нидерландах было написано всего около десяти картина с цветами и менее пяти с едой. Считается, что именно Петерс написала самые первые в истории искусства натюрморты с дичью и с рыбой.





В своих работах до 1620 года Клару Петерс особенно восхищало падение света на металлические предметы — монеты, кубки, оловянные блюда и т. д. — и их отражения. Она даже изображала саму себя в отражении серебряных и позолоченных кубков на многих своих картинах. Эта традиция была заложена еще в середине 15 века самим Яном ван Эйком, в частности в его знаковой «Мадонне каноника ван дер Пале», где в изогнутом отполированном щите, привязанном к спине Георгия можно различтить отражение человека в красном тюрбане, таком же как на предполагаемом автопортрете ван Эйка из лондонской Национальной галереи.
Исследователи предполагают, что Клара Петерс могла даже иметь учеников и руководить собственной мастерской. Эти выводы основываются на том, что в ее работах некоторые мотивы и элементы иногда повторяются, а вот уровень мастерства при их исполнении различается, и иногда довольно существенно. Поэтому можно предположить, что некоторые не самые важные фрагменты на заказных картинах она поручала выполнять ученикам. Отсюда и фантастическая цифра в более, чем сотню приписываемых ей картин, при этом не всегда подписанных.
Опять-таки неизвестно точно, были ли у Клары Петерс покровители и меценаты из числа сильных мира сего. Ее биографы лишь предполагают, что поскольку на многих ее картинах подставлены предметы роскоши: драгоценная утварь и посуда, дорогая еда, недоступная простым смертным, букеты дорогих цветов, а также их отличают весьма приличные размеры, то заказчиками или покупателями Клары Петерс могли быть люди богатые и влиятельные, а возможно даже и представители королевских домов Европы. По крайней мере, четыре ее натюрморта, о чем свидетельствуют документы, попали в Музей Прадо из резиденций испанских королей.

Жалко только, что нам вряд ли удастся узнать, какой она была в жизни, эта загадочная Клара Петерс. Что она любила, помимо живописи? Любили ли ее? Вышла ли она на самом деле замуж, и были ли у нее дети? Где и когда она закончила свой жизненный путь?
Так и останутся нам лишь ее картины с подписью CLARA P.