Загадочная беспощадность

Есть впечатление, что в вопросах измены в рядах спецслужб советская юстиция в принципе не знала пощады - в том смысле, что никакое сотрудничество со следствием в зачет не шло. Два казуса показательны в этом отношении: случай С.Я. Воронцова и случай П.С. Попова.
Первый не нанес своей деятельностью особого ущерба КГБ и, более того, будучи разоблачен, согласился помочь КГБ взять с поличным американского резидента Майкла Селлерса, который явился на шпионскую встречу с Воронцовым и был захвачен. В результате Селлерса выдворили из СССР, а Воронцова все равно расстреляли. И это притом, что времена уже были сравнительно вегетарианские - 1986 год. Для контраста: в Америке знаменитого Олдрича Эймса, который и выдал советским Воронцова, а также многих других, и своим предательством нанес несравненно больший ущерб, нежели Воронцов своим, всего лишь посадили пожизненно.
То же самое гораздо раньше случилось с Поповым, который был разоблачен еще в 1959-м. И хотя времена были оттепельные, Попов был далеко не Пеньковский, большого ущерба Советам не нанес и, главное, согласился сотрудничать с КГБ - исход был такой же: "Попов согласился на разведывательную игру с резидентом США в СССР Расселом Лэнжелли, работником посольства. После завершения оперативной комбинации Лэнжелли был объявлен персоной нон-грата и выслан из СССР. Попов же предстал перед судом Военной коллегии Верховного Суда СССР. 7 января 1960 года он был приговорён к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел". При этом сообщается, что председатель КГБ Шелепин лично обещал Попову снисхождение в обмен на сотрудничество, но Хрущев велел все равно его расстрелять. Весьма небрежное отношение к "честному слову" большого начальника!
В принципе, такая беспощадность "несмотря ни на что" противоречит не только справедливости, но также здравому смыслу и государственной пользе. Возможно, тут все дело в советском квазирелигиозном отношении к шпионам не как к преступникам только, но как к исчадиям ада, подлежащим безоговорочному уничтожению. А может, дело еще и в том, что советские спецслужбы были организованы не просто как государственное учреждение, а как своего рода мафия, которая, как известно, предательства не прощает.
|
</> |